Пояснительная записка (в программе Word): 78 страниц, 22 рис., 14 таблиц, 24 литературных и интернет источников
Дополнительные материалы: аннотация, бизнес-справка, доклад на 5 листах, задание
Чертежи (в программе): Компас 3D v, 10 листов
ВУЗ: Вятская государственная сельскохозяйственная академия
Спецификация - 2 листа (и на чертежах)
Описание
В проекте проведена модернизация привода управления КП автомобиля ГАЗ-33021 «Газель».
Выполнен анализ производственной деятельности и обоснование темы дипломного проекта. Разработан генеральный план и производственная структура предприятия.
Наибольшую площадь занимает участок ДСМ. На этом участке осуществляется ремонт различных дорожно-строительных машин и капитальный ремонт автомобилей. Здесь расположена открытая стоянка и другие участки. Также на территории расположен корпус 475 - центральные ремонтные мастерские. В нем проводится диагностирование, ТО-1 и ТО-2, ТР. Движение автотранспортных средств осуществляется по дорогам различных категорий условий эксплуатации.
Приведены показатели хозяйственной деятельности предприятия.
Выполнено описание подвижного состава, средств ТО и ремонта. Диагностирование Д-1 предназначено для определения технического состояния узлов, агрегатов и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения. Д-2 - для определения мощностных и экономических показателей автомобиля при ТО-2 и объемов ТР. При проведении ТО-1 осуществляется контроль состояния и регулировки всех систем, узлов и агрегатов автомобилей, а также смазка всех узлов. Разборка узлов не производится. При ТО-2 осуществляется тщательный контроль и проверка работоспособности всех без исключения систем автомобиля.
Описана необходимость модернизации подвижного состава, средств ТО и ремонта.
Проведен анализ конструкций КПП и механизмов их привода.
Составлена классификация коробок перемены передач. Коробка передач является агрегатом промышленных механизмов и трансмиссий механических транспортных средств. С ее помощью выполняется изменение частоты и крутящего момента путем их увеличения.
Рассмотрены варианты расположения рычага переключения КПП.
В ходе анализа возможных схем приводов механических КПП изучены конструкции: прямого привода переключения КПП, переключения посредством тяги, напольным рычагом в салоне автомобиля, посредством тросов, гидравлический привод.
Принят привод переключения КПП посредством тросов. Принцип его действия. В момент перемещения рычага вперед или назад через тросы происходит поворачивание кулисы механизма переключения. Когда рычаг перемещается влево или вправо через тросы происходит перемещение штока рабочего механизма переключения. Таким образом осуществляется включение нужной передачи.
Сделаны исследования тросового привода.
Конструкция включает в состав механизм управления с рычагом переключения передач, тросы, транслятор и реактивную тягу. Посредством опоры рычага переключения передач выполняется преобразование движения рычага в перемещение тросов привода. Механизм прикреплен к полу автомобиля корпусом, в котором шипами выполнена установка крестовины. Кулиса посажена на двух других шипах. Она совершает вращение в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях. Вверху кулисы расположен рычаг переключения передач. Трос представлен стальным витым многожильным канатом, заключенным в гибкую металлическую броню, выполненную из пружинной стали. На его концах выполнено напрессовывание втулок. Сочленение «втулка - трубка» называется «маятниковый шарнир». Он обеспечивает поворот деталей относительно друг друга по конусу вращения. Транслятор смонтирован на валу опоры рычага переключения передач. Он выполняет преобразование возвратно-поступательного движения каната троса во вращение и перемещение вала переключателя передач. В составе опоры рычага переключения передач содержится алюминиевый корпус, удлинитель, крышка, вал с рычагом.
Выполнена разработка конструкции дистанционного тросового привода для базового автомобиля ГАЗ-33021.
Приведены исходные данные и общие сведения об автомобиле. Разработана структурная схема проектируемого механизма. Суть модернизации заключается в переносе рычага переключения КПП на переднюю панель автомобиля ГАЗ-2705. Принцип работы модернизированной конструкции. В момент перемещения рычага переключения КПП вперёд или назад, вправо или влево посредством тросов выполняется перемещение и повторение траектории рычага КПП с механизмом. При этом происходит включение нужной передачи. Для того чтобы при перемещении рычага не происходило вытягивание перпендикулярно пересекающихся тросов проведена разработка специальной конструкции.
Приведены прочностные расчеты по конструкции.
В ходе расчетов усилий на рычагах переключения КПП определены значения:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Крутящий момент на переключение передач |
5,0 Н×м |
2 |
Усилие на переключения |
28,57 Н |
3 |
Сопротивление вследствие трения |
5,50 Н×м |
4 |
Усилие на конце рычага |
21,15 Н |
Сделан расчет тросов на разрыв с вычислением рабочего усилия в канате, равного 28,57 Н и разрушающей нагрузки 157,14 Н. Принят трос сцепления автомобиля ВАЗ 2108 с разрушающей нагрузкой 1000,0 Н.
При расчете сварочного соединения оси к корпусу КПП определено напряжение в шве от изгибающего момента, равное 2,82 МПа.
Рассчитан шток опоры кулисы с вычислением допустимого напряжения на срез 0,91 МПА и смятие 0,29 МПа.
Разработана технология ТО КПП автомобиля ГАЗ-33021. Составлен раздел по безопасности жизнедеятельности на производстве и экологической безопасности.
Проведена технико-экономическая оценка проекта. Рассчитана стоимость изготовления конструкторской разработки, равная 2533,69 руб. Годовая экономия составляет – 1966,31 руб., срок окупаемости – 1,29 года.
В работе выполнена модернизация привода управления КП автомобиля ГАЗ-33021 «Газель» с целью уменьшения трудоёмкости при переключении передач во время маневрирования и подъездов автомобиля.
Чертежи (в программе): Компас 3D v
Спецификация - 2 листа (и на чертежах)