Системы охлаждения
При работе двигателей внутреннего сгорания (ДВС) происходит выделение большого количества тепла. Если его не отводить, то конструкционные материалы от нагрева потеряют прочность. Для обеспечения оптимального температурного баланса мотор оснащают специальными устройствами. Данная подборка материалов содержит дипломные работы с разработками систем охлаждения различных ДВС транспортных средств. Подготовленная документация будет полезна студентам, специалистам предприятий.
Особенности охлаждения ДВС
Современные силовые установки оснащаются тремя типами систем отвода тепла:
- Воздушная (открытая) – детали мотора обдуваются набегающим воздухом. Это обеспечивается вентилятором и/или установленными воздухозаборниками, которые направляют потоки при движении.
- Жидкостная (закрытая) – вокруг нагревающихся деталей циркулирует жидкость по каналам (сейчас не используется).
- Комбинированная (гибридная) – наиболее распространённый тип, охлаждающая жидкость (антифриз) принудительно проходит внутри двигателя, попадает в радиатор, где охлаждается при прохождении потоков воздуха.
Основные структурные узлы комбинированной системы отвода тепла моторов внутреннего сгорания:
- «Водяная рубашка», каналы – проходят вокруг нагреваемых элементов, служат для прохождения охлаждающей жидкости.
- Термостат – клапан, который открывает (закрывает) течение теплоносителя к радиатору в зависимости от температуры нагрева.
- Радиатор – отводит тепло в окружающую среду.
- Вентилятор – усиливает набегающий поток воздуха.
- Помпа (центробежный насос) – обеспечивает перекачку теплоносителя.
- Расширительный бачок – компенсирует температурное расширение антифриза.
- Датчик температуры – контролирует уровень нагрева, подаёт сигналы в электронный блок управления, на приборную панель.
При проектировании устройств отвода тепла учитывают комплекс факторов:
- количество выделяемой ДВС тепловой энергии;
- внутреннее давление трубопроводов, «водяной рубашки»;
- площадь охлаждения радиатора;
- производительность водяной помпы;
- конструктивные особенности термостата.
Направления разработок студенческих дипломов
Подготовленные материалы исследуют конструкции узлов, некоторых деталей, рассматривают способы улучшения эксплуатационных параметров систем охлаждения с целью оптимизации температурных режимов работы ДВС. Данные из некоторых представленных дипломных проектов:
объект установки |
направления исследований |
количество графических приложений |
автомобиль ГАЗ |
Повышение эксплуатационных показателей двигателя |
3 |
мотоцикл «ИЖ-Планета» |
Совершенствование двухтактного карбюраторного двигателя |
16 |
автомобиль «Газель» |
Модернизация системы охлаждения двигателя ЗМЗ-4061 |
10 |
К пояснительным запискам выпускных квалификационных работ (ВКР) прилагаются графические документы:
- машиностроительные чертежи;
- схемы (электрические, структурные, устойчивости машины);
- графики (фазоимпульсного управления, скоростных характеристик, изменения температуры);
- диаграммы экономической эффективности внедрения;
- плакаты по безопасности труда;
- таблицы (смет затрат, годовой экономии) и др.