Цилиндро-поршневые группы (ЦПГ)
Материалы данной подборки содержат студенческие дипломные работы по проектированию, модернизации цилиндро-поршневых групп двухтактных и четырёхтактных двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на транспортные средства, различные агрегаты. Здесь представлены исследования как собранных узлов, так и отдельных деталей. Теоретические разделы выпускных квалификационных работ дополняются графическими документами.
Устройство, улучшение эксплуатационных характеристик
В ДВС этот конструктивный узел выполняет комплекс задач:
- обеспечивает герметичность камеры сгорания;
- создаёт условия для эффективного сгорания топливовоздушной смеси;
- преобразует энергию расширяющихся газов в поступательное движение;
- отводит избыточное тепло, образующееся при работе.
В конструкцию ЦПГ входят:
- Поршень – цилиндрическая деталь с боковыми канавками, поперечным отверстием для шатунного пальца.
- Цилиндр (гильза) – полый элемент, который образует камеру сгорания, направляет движение поршня.
- Поршневые кольца (компрессионные, маслосъёмные) – уплотняют соединение поршень-цилиндр, предотвращают поступление масла в зону горения топлива.
- Шатун – соединяет поршень с коленчатым валом двигателя.
- Поршневой палец, зафиксированный стопорными кольцами – обеспечивает подвижное соединение шатуна с поршнем.
Во время рабочего цикла ЦПГ подвергается большим циклическим нагрузкам. Длительная эксплуатация приводит к износам деталей, ухудшению эффективности ДВС, повышению расхода топлива. Исследования данного узла направлены на:
- увеличение износостойкости входящих элементов (использование прочных материалов, нанесение защитных покрытий);
- изменение формы, размеров компонентов сборки, способов соединений;
- улучшение смазки, охлаждения рабочих поверхностей.
Содержание дипломных проектов раздела
Разработки цилиндро-поршневых групп осуществлялись на основе патентных изысканий, выбирались уже известные конструкции, куда вносились изменения для улучшения характеристик механизма. Рассматривались модели бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания различного объёма.
Примеры готовых дипломов:
место установки узла |
количество графических приложений |
объекты усовершенствования |
дизельный двигатель трактора |
11 |
составной поршень – обеспечено свободное вращение и малые продольные перемещения головки относительно корпуса |
дизель СМД 31-А |
19 |
гильзо-поршневая группа – выполнены тепловой и динамический расчеты, определены размеры, эксплуатационные параметры, выбран палец плавающего типа |
Текстовые части ВКР поясняются прилагаемыми графическими документами:
- справочными таблицами с результатами исследований;
- диаграммами (тепловых, динамических расчётов, приложения сил);
- машиностроительными чертежами сборок, отдельных деталей;
- технологическими картами;
- графиками технико-экономических показателей;
- 3D-моделями и др.