Пояснительная записка (в программе Word): 138 страниц, 41 рис., 40 таблиц, 28 литературных источников
Дополнительные материалы: презентация к дипломному проекту на 13 листах
Чертежи (в программе): Компас 3D v и AvtoCAD, 12 листов
ВУЗ: Камская Государственная Инженерно-экономическая Академия
Описание
В проекте выполнена разработка конструкции стенда по проверке, испытанию и диагностике генераторов и стартеров легкового автомобиля.
Рассмотрены виды оборудований по диагностике и ремонту стартеров и генераторов их функциональные возможности: контрольно испытательный стенд Э-242, Э-250-00 и Э-250-02, стенд диагностический СКИФ-1-02, стенд для диагностики генераторов и стартеров MD1, испытательные стенды MOTOPLAT, Junior test bench, стенд проверки генераторов и стартеров AST-55.
Описаны конструктивные особенности стартеров и генераторов.
Стартер является основным агрегатом пусковой системы двигателя, посредством которого раскручивается его вал до частоты вращения, достаточной для запуска двигателя. Он включает основные узлы, которые представлены двигателем, редуктором, устройством сцепления и расцепления с валом основного двигателя, пусковым устройством.
Генератором является устройство, с помощью которого обеспечивается преобразование механической энергии вращения коленвала двигателя автомобиля в электрическую. В основе конструкции находится клювообразная полюсная система ротор, создающая многополюсную систему с помощью одной катушки возбуждения.
Рассмотрены конструкции стартеров и генераторов и схемы их соединений.
Описаны неисправности стартеров и генераторов.
Составлен перечень неисправностей генераторных установок: отказ аккумуляторной батареи, нарушение проводки, слабое натяжение приводного ремня, неисправность генератора или регулятора напряжения, отказ элементов транзисторного регулятора.
Неисправности стартера: полная разрядка аккумулятора или его неисправность, слабый контакт между клеммами проводников, окисление выводов, обрыв цепи питания, заедание якоря тягово реле, обрыв в обмотке якоря, замыкание щеткодержателя, перекос стартера и прочее.
Разработана конструкторская часть.
Выполнен расчет основных размеров машины с определением параметров:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Ток якоря |
50 А |
2 |
Расчетная (электромагнитная) мощность электродвигателя |
7,7 кВт |
3 |
Диаметр якоря |
27,84 см |
4 |
Длина пакета якоря |
44,54 см |
5 |
Воздушный зазор |
0,005 |
6 |
Число пар полюсов |
2 |
7 |
Полюсное деление |
11,78 см |
8 |
Внешний/внутренний диаметр магнита |
29,26 см/28,07 см |
9 |
Число зубцов якоря |
66 |
10 |
Число проводников обмотки якоря |
170 |
11 |
Ширина/длина/высота щетки |
0,4 см/1 см/0,5 см |
12 |
Длина коллектора |
1,5 см |
Произведен расчет цепи электродвигателя по схеме замещения с целью определения рабочей точки в собранной системе и полезного потока, который отдается магнитом в цепь. Даны характеристики холостого хода.
Сделан расчет обмоточных данных якоря.
В ходе расчет потерь и КПД электродвигателя вычислены показатели: суммарные механические потери 11,82 Вт, КПД – 0,66.
Проведена проверка электродвигателя на стабильность против размагничивающей реакции якоря в пусковом режиме.
Приведен расчет рабочих характеристик электродвигателя с определением изменения напряжения, вычисление ЭДС и частоты, мощности, момента и КПД.
Составлена технологическая часть.
Описана диагностика, техническое обслуживание и ремонт генератора переменного тока и реле регулятора.
Генератор устанавливается на стенд и выполняется его подсоединение. Включается электродвигатель стенда. С помощью реостата выполняется установка напряжения на выходе генератора 13 В и частота вращения ротора доводится до 5000 мин-1. На этом режиме работа генератора выполняется в течении 10 минут. Затем замеряется сила тока отдачи. Ее показатель должен быть не менее 55 А. В случае, когда замеренная величина отдаваемого тока меньше, это свидетельствует от возможных неисправностях в обмотках статора и ротора или о повреждении вентилей. Проверка напряжения на выходе генератора выполняется при частоте вращения 5000 мин-1. Так же проводится проверка генератора электронным осциллографом, что позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения быстро и точно выявить исправность генератора и обнаружить характер повреждения. Проверка статора выполняется отдельно, по окончании разборки генератора. В первую очередь проверяется наличие обрывов в обмотке и отсутствие замыкания витков на массу с помощью омметра или контрольной лампы. Посредством дефектоскопа проверяется отсутствие короткозамкнутых витков. Затем проводится проверка конденсатора, вентилей выпрямительного блока, дополнительных диодов, регулятора напряжения.
Сделано описание последовательности операций по разборке-сборке генератора и его ремонту.
Приведено описание диагностики, технического обслуживания и ремонта стартера легкового автомобиля с указанием последовательности выполнения технологических операций.
Описано рабочее место, оборудование и выполняемые технологические операции. Выполнена организация производственной и экологической безопасности предприятия.
Разработана экономическая часть проекта с определением индекса доходности 1,2, ЧДД 4347,6 тыс.руб и срока окупаемости 3,32 года.
В дипломной работе разработан стенд по проверке, испытанию и диагностике генераторов и стартеров легкового автомобиля, конструкция электродвигателя и технология выполнения работ по обслуживанию.