Пояснительная записка (в программе Word): 71 страница, 1 рис., 16 таблиц, 8 литературных источников
Дополнительные материалы: Аннотация и рецензия на 2 листах
Чертежи (в программе ): AvtoCAD, 6 листов
ВУЗ: АГТУ
Описание
В проекте выполнена разработка участка и технологии капитального ремонта двигателя ЯМЗ-238 автомобиля КРАЗ-257.
Составлена технологическая часть.
Выполнен расчет площади участка и подбор оборудования.
Определены параметры:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Расчетное количество оборудования |
57 шт |
2 |
Площадь участка под один металлообрабатывающий станок |
1,6/2,2 м2 |
3 |
Общая численность работающих |
64 чел |
4 |
Производственная площадь участка, общ |
470,3 м2 |
5 |
Потребность в электроэнергии |
337092 кВт/ч |
6 |
Площадь окон для естественного освещения |
318 м2 |
Сделаны вычисления показателей расхода пара и воды на производственные нужды.
Разработан технологический процесс капремонта.
Сделано определение режимов резания и расчет деталей.
Для операции по расточке гильзы цилиндров рассчитаны значения: подачи – 0,19 мм/об, количества оборотов шпинделя 1400 об/мин, скорости резания 110 м/мин, времени расточки одной гильзы 5,1 мин, на весь блок цилиндров – 1 ч 19 мин.
Аналогичные расчеты произведены для операций: хонингование, шлифовка фаски, и для операций по восстановлению детали "коленчатый вал".
Описан процесс демонтажа силового агрегата с автомобиля.
Приведен порядок разборки двигателя с выполнением последовательных операций:
- Снятие полнопоточного центробежного фильтра очистки масла, вентилятора, выпускных коллекторов с патрубками и кронштейна передней опоры.
- Отворачивание гаек крепления и снятие стартера, корпуса масляного фильтра тонкой очистки масла
- Выполняется съем генератора и компрессора в сборе, натяжного устройства ремня компрессора
- После снятия креплений снимается фильтр центробежной очистки масла, крышки головок блока цилиндров, скобы трубопроводов высокого давления и сами трубопроводы
- Отсоединяется топливопровод подвода топлива и снимается
- Отворачиваются болты креплений дренажных топливопроводов форсунок левой и правой головок блока и отсоединяются дренажные топливопроводы от форсунок. Снимаются трубки с двигателя
- Снимается ведущая полумуфта привода ТНВД в сборе с передним фланцем и передними пластинами в сборе, задние пластины ведущей полумуфты
- ТНВД снимается с двигателя при отворачивании гаек крепления
- Выполняется снятие форсунок, скоб блока цилиндров
- Отсоединяется перепуская труба, соединительный фланец и уплотнительное кольцо
- Производится снятие жидкостного насоса в сборе с подводящей трубой и уплотнительными прокладками
- Снимается головка блока цилиндров и проверяется ее состояние. При необходимости проводится замена прокладки
- Блок поворачивается картером вверх и выполняется поворот коленвала до момента, при котором шатунная шейка первого и пятого цилиндров окажется в нижней мертвой точке
- Отворачиваются гайки крепления крышки шатуна первого цилиндра к шатуну, устанавливается съемник на крышку шатуна и снимается крышка цилиндров. Операция повторяется со всеми крышками
- Откручиваются болты крепления крышки шатуна, поршень вытаскивается из гильзы и закручивается крышка обратно к шатуну. Распаровывать поршень, палец поршня, крышку шатуна и сам шатун категорически запрещено!
- Снимается шестерня привода распределительного вала в сборе с шестерней привода топливного насоса. Вынимается коленвал в сборе из блока цилиндров, вкладыши из крышек коренных подшипников
- Специальным съемником гильзы вынимаются из блока и проверяются. В случае обнаружения трещин, сколов, неровностей зеркала и других дефектов гильзы выбраковываются и заменяются на новые
- Полностью разобранный блок снимается с разборного стенда и отправляется на хранение на склад на время ремонта элементов двигателя
Дана характеристика деталей механизма КШМ и деталей механизма газораспределения двигателя ЯМЗ-238: блока двигателя, гильзы, поршней, шатуна, коленчатого вала, маховика, шестерни коленвала, шатунных вкладышей, штифта, клапанов механизма газораспределения, головки блока цилиндров.
Разработан технологический процесс изготовления деталей.
В процессе изготовления шестерни коленвала выполняются операции: установка и закрепление заготовки на станке, подрезка торцов резцом, обтачивание наружного диаметра до кулачков, протачивание и растачивание фаски, растачивание фаски в отверстии, фрезерование зубьев и их шлифование.
Описаны технологические процессы сборки и установки узлов: двигателя на автомобиль, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения.
Сборка ГРМ выполняется следующим образом. Головка блока цилиндров закрепляется в приспособлении для монтажа клапанов. При этом в головке выполнена установка седел клапанов с предварительным охлаждением в жидком азоте. Затем головка устанавливается на пресс, где выполняется запрессовка посредством оправки направляющих втулки клапанов. Смазка направляющих осуществляется моторным маслом. Выпускные клапана с нумерацией после притирки устанавливаются в головку блока цилиндров. На направляющие надеваются резиновые манжеты. Далее, на головку устанавливается пружина клапана с внутренней пружиной и верхней тарелкой. Затем – специальное приспособление, сжимающее пружины. Производится установка сухарей и пружины отпускаются, при этом контролируется положение тарелки, которая должна прижать сухари к клапану. При этом кольцевые выступы входят в пазы на стержне клапана, и при разжимании пружин прижимаются к стержню плотно, без перекосов. Установка головки на блок выполняется в последовательности, обратной разборке.
Выполнен раздел по предремонтной диагностике двигателей и средствам диагностики.
Приведены диагностические параметры дизелей, определяющие необходимость ремонта, описана диагностика кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения и порядок ее проведения.
Принято оборудование: компрессорно-вакуумная установка.
Описан порядок проведения диагностики сопряжений КШМ посредством приборов: КИ - 13933 М, КИ- 4887-И.
Сделано описание диагностирования систем смазки и охлаждения силового агрегата с помощью специального прибора КИ-8920, диагностики пневмосистемы двигателя.
Разработана организационная часть, в ходе которой выполнено определение производственной программы АРП и установление нормативов для ТО и ТР.
Составлен раздел по охране труда и окружающей среды на АРП, описаны требования техники безопасности при выполнении ТО и ТР.
Приведена экономическая часть проекта с определением экономической эффективности при изготовлении деталей: шестерни 1668 тенге, втулки 204,6 тенге, поршневого пальца 23,2 тенге, гильзы цилиндра 9413 тенге, при ремонте коленчатого вала 26999 тенге. Экономический эффект от проведенного капитального ремонта одного узла составляет 2308 тенге, что дает годовой экономический эффект 6 924 000 тенге.
В дипломном проекте разработана технология капитального ремонта двигателя ЯМЗ-28 автомобиля Краз-257 и технологии восстановления коленчатого вала, гильзы, и изготовления шестерни коленвала.