Пояснительная записка (в программе Word): 87 страниц, 5 рис., 9 таблиц, литературных источников нет
Дополнительные материалы: нет
Чертежи (в программе): Компас 3D v и AvtoCAD, 6 листов
ВУЗ: нет
Спецификация - 3 листа
Описание
В проекте выполнена разработка привода механизма отсечного клапана холодного дутья с модернизацией его конструкции.
В общей части проекта приведена краткое описание и характеристика дутьевой системы доменного цеха.
Доменный цех по производству стали на заводе имеет три доменные печи с островным расположением. Их работы выполняется на повышенном давлении газа под колошником, достигая 1,2 атм. Каждая печь оснащена уравнительными и сбросными клапанами, которые управляются с помощью лебедок. Для нагрева воздуха, который поступает в печи, в цехе установлено 14 воздухонагревателей. Каждый из них оснащен газовой горелкой, которая может регулировать количество воздуха в зависимости от давления газа в сети. Автоматически происходит переключение работы ВН с использования газа на воздух и обратно. Для повышения температуры воздуха, поступающего в печь, используются кислородное дутье, природный газ и мазут. Для переключения режимов работы воздухонагревателей применяются различные типы клапанов. Основные тракты воздухонагревателей: нагревательный, холодного и горячего дутья. Воздухонагреватели используют дроссельные, тарельчатые и шиберные клапаны.
Описана конструкция клапана холодного дутья.
Клапан холодного дутья размещен на воздухопроводе перед воздухонагревателем и используется для полного разделения воздухопровода холодного дутья от воздухонагревателя доменной печи. Он состоит из литого стального корпуса с фланцами, внутри которого находится заслонка, движущаяся перпендикулярно потоку воздуха. На заслонке установлен перепускной клапан, который регулирует давление воздуха по обе стороны заслонки. Рейка, закрепленная в пазах заслонки, соединена с шестерней и жестко связана с перепускным клапаном. На валу установлена шестерня, один конец которой связан с валом тихоходного вала привода редуктора, а другой конец - с валом командоаппарата. Для регулирования сцепления с рейкой используются прокладки. Вал клапана поддерживается подшипниками скольжения, встроенными в выносные опоры. Заслонка перемещается с помощью привода, состоящего из электродвигателя, дифференциального редуктора, муфты предельного момента и тормоза. Между электродвигателем и редуктором имеется связь через муфту предельного момента, которая выполняет функцию тормозного шкива и защищает механизм от перегрузки. Регулирование муфты осуществляется путем поджатия пружин. Все компоненты привода установлены на специальном кронштейне, который крепится к вертикальной площадке, предусмотренной на корпусе.
В качестве модернизации привода механизма отсечного клапана холодного дутья в проекте предложена замена электропривода на гидропривод.
Разработана основная часть.
Произведен выбор электродвигателя и кинематический расчет. Определен общий КПД привода 0,788 и мощность электродвигателя 1,98 кВт. Выбран трехфазный короткозамкнутый электродвигатель 4А80В2.
Рассчитаны значения:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Номинальная частота вращения двигателя |
2871 мин-1 |
2 |
Передаточное отношение: |
|
- |
Цилиндрической ступени |
3,15 |
- |
Червячной передачи |
12,5 |
- |
Реечной передачи |
3,8 |
3 |
Вращающие моменты на валу: |
|
4 |
Шестерни |
23,94 Н×м |
5 |
Колеса и червяка |
75,41 Н×м |
6 |
Червячного колеса |
942,63 Н×м |
Выполнен расчет цилиндрических зубчатых колес быстроходной ступени. Определено расчетное допускаемое напряжение 391,67 МПа, суммарное число зубьев 100. Вычислена размеры шестерни и колеса: делительный диаметр 60 мм и 190 мм, вершин зубьев 65 мм и 105 мм, ширина 36 мм и 31 мм. Окружная скорость колес равна 2,37 м/с. Рассчитаны силы, которые действую в зацеплении: окружная 798 Н, радиальная 290,45 Н.
- Сделан расчет тихоходной ступени с определением основных значений.
- В ходе предварительного расчета валов редуктора на кручение по пониженным допускаемым напряжениям определены диаметры: вал А – выходного конца 10,86 мм, ведущий вал - под ведомой звездочкой 19 мм, под подшипниками 25 мм, под шестерней 30 мм, червяк – 28 мм, 35 мм, 28 мм, червячное колесо – 60 мм, 65 мм, 70 мм.
- Произведен расчет реечной передачи с вычислением показателей: шаг – нормальный 15,7 мм, торцевой 16,7 мм, высота – головки зуба 5 мм, зуба 11,25 мм, ширина рейки 50 мм, длина косого зуба 0,532 мм.
- Рассчитаны конструктивные размеры зубчатых колес редуктора.
- В ходе проверки долговечности подшипников сделан их выбор. Приняты: для ведущего вала радиальные шариковые подшипники 305 с расчетной долговечностью 19614,7 млн.об, для промежуточного вала - № 407 тяжелой серии, 198 млн.об, для ведомого № 313, 2922,6 млн.об.
- При уточненном расчете валов сделано определение коэффициентов запаса прочности для опасных сечений.
- Определены посадки деталей редуктора.
- Сделан расчет гидравлического привода как варианта модернизации.
- Определена ориентировочная затрачиваемая мощность 3,3 кВт. Приняты КПД: насоса 0,9, гидросистемы 0,9 и цилиндра 0,9. В качестве рабочей жидкости выбрано масло И-18.
- Рассчитаны геометрические размеры и параметры гидроцилиндра: диаметр поршня 110 мм, штока 55 мм, номинальный расход жидкости в гидроприводе 72 л/мин. Выбраны: пластинчатый нерегулируемый насос Г12–33М , гидрораспределитель 4/3 с электрогидравлическим управлением B16, обратный клапан Г51-34, предохранительный клапан непрямого действия.
- Вычислены суммарные потери давления в приводе, равные 0,0783 МПа. Произведен прочностные расчеты гидроцилиндра и трубопровода.
При тепловом расчете определена площадь теплоотдающих поверхностей всех элементов гидропривода 1,734 м2 и теплоотдающих поверхностей всех трубопроводов 1,275 м2.
Составлен раздел по монтажу, эксплуатации и ремонту. В экономической части рассчитан показатель абсолютной эффективности капитальных вложений для проектируемого варианта 0,59 и срок окупаемости 1,7 года. Разработана охрана труда.
В работе выполнена модернизация привода механизма отсечного клапана холодного дутья путем замены электропривода гидроприводом, в котором гидроцилиндр обеспечивает возвратно-поступательное движение затворки, получая питание от гидронасоса.