Описание
В первом разделе дипломной работы приводится описание существующих конструкций плужно-роторных снегоочистителей, а также анализ патентно-технической литературы. Во втором разделе предлагается расчет основных элементов метателя, баланса мощности, тяговый расчет, подбор гидрооборудования и проектирование элементов навески рабочего оборудования. В третьем разделе разработана технология изготовления детали, определены режимы резания, произведён подбор станков и оборудования. В четвертом разделе рассмотрены особенности работы и эксплуатации снегоочистителя, виды и периодичность ТО и Р. В разделе «Безопасность и экологичность» произведен анализ неблагоприятных факторов при эксплуатации и обслуживании снегоочистителя, разработаны мероприятия по созданию здоровых и безопасных условий труда. Произведен расчет отопителя кабины. В экономической части выполнен расчет экономического эффекта при внедрении новой техники.
Одной из важнейших задач благоустройства современного города является содержание улиц, площадей, второстепенных дорог, внутридворовых проездов и других мест общего пользования в чистоте и в состоянии, отвечающим требованиям бесперебойного и безаварийного движения автотранспорта, путем их регулярной уборки летом и зимой. Правильная организация зимнего содержания городских территорий невозможна без оснащения специальной снегоочистительной техникой эксплуатационных служб.
В настоящее время сложилась такая ситуация, когда убираются главным образом основные магистральные и некоторые прилегающие дороги, а остальные остаются неочищенными и непригодными для проезда. Для решения этой проблемы необходимы легкие, мобильные, маневренные снегоочистители с небольшой и регулируемой дальностью отброса снега.
В дипломной работе спроектирован плужно-роторный снегоочиститель на базе колесного трактора. Рабочее оборудование выполнено съемным, что позволяет использовать базовую машину с другим рабочим оборудованием.
Плужно-роторный снегоочиститель состоит из базового шасси – трактор МТЗ-1025 и рабочего оборудования, которое с помощью гидроцилиндра переводится из транспортного положения в рабочее и обратно. Гидроцилиндр шарнирно прикреплен к базовому трактору и толкающей раме рабочего оборудования.
Рабочее оборудование включает толкающую раму, кожух ротора с выбросным патрубком, ротор, гидропривод ротора, два боковых отвала. Для поворота отвалов относительно кожуха ротора к ним шарнирно крепятся два гидроцилиндра. Так как при работе снегоочистителя гидроцилиндр подъема-опускания переводится в плавающее положение, что улучшает копирование профиля дороги, то для предотвращения быстрого износа ножей и снижения сопротивлений движению предусмотрено опорное колесо на кожухе ротора.
Толкающая рама шарнирно сочленена с кронштейнами крепления рабочего оборудования, которые в свою очередь крепятся к раме трактора. Толкающая рама выполнена из двух брусьев коробчатой сварной конструкции и двух цилиндрических подкосов. Все соединения: брусья – кожух ротора, брусья – подкосы и подкосы – кожух ротора выполнены шарнирными для обеспечения более простой сборки конструкции.
Кожух ротора выполнен в виде сварного элемента единым с выбросным патрубком. Исполнение патрубка позволяет регулировать дальность отбрасывания снега путем изменения угла поворота козырька, а также увеличивать плотность струи снега при помощи подвижной нижней стенки патрубка. Подвижность нижней стенки патрубка обеспечивается шарнирным креплением, а плотность снежного потока – двумя пружинами растяжения. Минимальное сечение потока определяется регулировочными болтами.
Ротор дисковый с приваренными лопастями криволинейного профиля. Такая конструкция проста в изготовлении, обладает относительно невысокой металлоемкостью, хорошо компонует снежную струю.
Насос гидропривода ротора монтируется на тракторе и приводится от вала отбора мощности. Для обеспечения работы привода навешивается дополнительный бак для гидравлической жидкости. Гидромотор крепится непосредственно к задней стенке кожуха ротора.
Боковые отвалы выполнены прямолинейной формы для обеспечения простого крепления к основной части рабочего оборудования.
Снегоочиститель работает следующим образом: гидроцилиндром подъема-опускания рабочее оборудование переводится из транспортного положения в рабочее. Включается ротор и начинает движение трактор. Снег, продвигаясь вдоль отвалов, попадает в метатель. Затем, ротором выбрасывается через выбросной патрубок в сторону от дороги на свободную территорию. При необходимости возможно увеличение ширины очищаемой полосы. Также имеется возможность изменять дальность отброса снега при помощи поворотного козырька.
В разделе технология машиностроения разработана технология изготовления детали, выполнен лист «Эскизы переходов обработки детали». В эксплуатационном разделе рассмотрены особенности работы и эксплуатации снегоочистителя, виды и периодичность ТО и Р, а также карта смазки машины. В экономической части выполнен расчет экономического эффекта при внедрении новой техники.
Аннотация:
Особенностью зимней уборки города является необходимость проведения операций, обеспечивающих очистку дорожных покрытий от снега и ликвидацию скользкости в сжатые сроки по всей территории города. Опыт создания отечественных снегоочистителей и данные крупных зарубежных фирм показывают, что наиболее перспективными являются машины, позволяющие очищать покрытия дорог без образования снежных валов на обочинах. К таким машинам относятся роторные снегоочистители, создаваемые на специальных шасси или на базе серийных автомобилей и тракторов. Применение в городских условиях больших и мощных снегоочистителей нецелесообразно, а использование легких, мобильных, маневренных снегоочистителей позволяет решить проблему уборки снега с городских улиц.
Основной задачей дипломного проекта является проектирование рабочего оборудования плужно-роторного снегоочистителя.
Описание предлагаемой конструкции.
Плужно-роторный снегоочиститель состоит из базового шасси 1 – трактор МТЗ-1025 и рабочего оборудования, которое с помощью гидроцилиндра 2 переводится из транспортного положения в рабочее и обратно.
Рабочее оборудование включает толкающую раму 3, кожух ротора с выбросным патрубком 4, ротор, гидропривод ротора 6, два боковых отвала 7. Для поворота отвалов относительно кожуха ротора к ним шарнирно крепятся два гидроцилиндра 8.
Толкающая рама выполнена из двух брусьев коробчатой конструкции и двух цилиндрических подкосов. Она шарнирно сочленена с кронштейнами 9 крепления рабочего оборудования, которые в свою очередь крепятся к раме трактора.
Кожух ротора выполнен в виде сварного элемента единым с выбросным патрубком. Исполнение патрубка позволяет регулировать дальность отбрасывания снега путем изменения угла поворота козырька, а также увеличивать плотность струи снега при помощи подвижной нижней стенки патрубка. Поворот козырька осуществляется гидроцилиндром 5. Подвижность нижней стенки патрубка обеспечивается шарнирным креплением с боковыми стенками, а плотность снежного потока – двумя пружинами растяжения. Минимальное сечение потока определяется регулировочными болтами.
Ротор дисковый с приваренными лопастями криволинейного профиля. Такая конструкция проста в изготовлении, обладает относительно невысокой металлоемкостью, обеспечивает динамическую устойчивость, хорошо компонует снежную струю.
Насос гидропривода ротора подключается к валу отбора мощности трактора. Для обеспечения работы привода навешивается дополнительный бак для гидравлической жидкости. Гидромотор крепится непосредственно к задней стенке кожуха ротора.
Боковые отвалы выполнены прямолинейной формы для обеспечения простого крепления к основной части рабочего оборудования.
Расчетно-пояснительная записка выполнена на 104 страницах. В первом разделе приводится описание существующих конструкций плужно-роторных снегоочистителей, а также анализ патентно-технической литературы. Во втором разделе предлагается расчет основных элементов метателя, баланса мощности, тяговый расчет, подбор гидрооборудования и проектирование элементов навески рабочего оборудования. В третьем разделе разработана технология изготовления детали, определены режимы резания, произведён подбор станков и оборудования. В четвертом разделе рассмотрены особенности работы и эксплуатации снегоочистителя, виды и периодичность ТО и Р. В разделе «Безопасность и экологичность» произведен анализ неблагоприятных факторов при эксплуатации и обслуживании снегоочистителя, разработаны мероприятия по созданию здоровых и безопасных условий труда. Произведен расчет отопителя кабины. В экономической части выполнен расчет экономического эффекта при внедрении новой техники.
Графическая часть дипломного проекта представлена на 10 листах формата А1: «Снегоочиститель», «Сменное снегоочистительное оборудование», «Отвал боковой правый», «Ротор», «Кожух ротора», «Рама толкающая», «Технологическая схема», «Эскизы переходов обработки детали», «Карта смазки», «Технико-экономические показатели». Также 6 листов деталировки: «Ступица ротора» и «Лопатка» (формат А3), «Втулка», «Палец», «Проушина» и «Косынка» (формат А4).