Содержание
Введение
1. Конструкторская часть
1.1. Трансмиссия автобуса
1.2. Обзор и анализ существующих конструкций
1.3. Обоснование и выбор принципиальных решений
1.4. Исходные данные
1.5. Тяговый расчет автобуса
1.5.1. Расчет потребной мощности
1.5.2. Построение внешней скоростной характеристики двигателя
1.5.3 Определение передаточных чисел элементов трансмиссии
1.6. Расчет коробки передач
1.6.1. Расчетный крутящий момент
1.6.2. Расчетная частота вращения
1.6.3. Расчет зубчатых колес
1.6.4. Расчет валов
1.6.5. Расчет подшипников
1.6.6. Расчет шлицевого соединения
1.6.7. Расчет фланцевого соединения
1.6.8. Расчет фрикционных муфт
1.6.9. Расчет механизма переключения передач
1.7. Расчет гасителей крутильных колебаний полужесткой муфты
1.8. Выбор основных размеров карданного шарнира
1.9. Расчет ведущего моста
2. Технологическая часть
2.1. Введение
2.2. Служебное назначение детали
2.3. Определение метода и способа получения заготовки
2.4. Разработка плана операций
2.5. Расчет припусков на механическую обработку табличным ме-тодом
2.6. Расчет режимов резания
3. Экономическая часть
3.1. Краткое описание предмета экономического обоснования
3.2. Расчет суммы капитальных вложений
3.3. Расчет текущих затрат и прогнозирование цены
3.4. Расчет эффективности
3.5. Обобщение результатов экономического обоснования
4. Безопасность жизнедеятельности
4.1. Введение
4.2. Безопасность труда
4.2.1. Характеристика рабочего места
4.2.2. Микроклимат
4.2.3. Запыленность
4.2.4. Производственное освещение
4.2.5. Защита от шума
4.2.6. Электробезопасность
4.2.7. Электромагнитные поля и излучения
4.2.8. Правила безопасности при работе с компьютером
4.3. Чрезвычайная ситуация
4.4. Пожарная безопасность
4.5. Выводы
Заключение
Список использованных источников
Состав чертежей
- Чертёж общего вида автобуса МАЗ-215 (формат А1)
- Чертёж детали вторичного вала (формат А2)
- Зубчатое колесо - деталь (формат А3)
- Плакат динамического паспорта автобуса МАЗ-215 (формат А2х2)
- Схема кинематики трансмиссии (формат А1)
- Чертёж сборочный КПП (формат А1х3)
- Рабочий чертеж детали крышки для подшипника (формат А4)
- Сборочный механизма переключения передач (формат А1)
- Полужесткая муфта в сборе (формат А2)
- Листы операционных эскизов (формат А1)
Описание
В дипломе выполнен конструкторский анализ трансмиссии городского автобуса 6-го класса с целью её удешевления и повышения коэффициента полезного действия. Выполнен обзор и анализ существующих конструкций коробок передач, и обоснован выбор принципиального решения конструкторской разработки. Представлена техническая характеристика автобуса МАЗ-215.
Произведя анализ существующих конструкций можно сделать вывод о том, что наивысший КПД имеют механические коробки передач. Поскольку целью настоящей работы является удешевление и повышение КПД трансмис-сии, то было принято решение спроектировать механическую двухвальную коробку передач с механическим управлением, не имеющую механизм выключения сцепления.
В ходе тягового расчёта автобуса выполнен расчёт потребной мощности двигателя. Построена внешняя скоростная характеристика двигателя. Определены передаточные числа элементов трансмиссии. В ходе расчёта коробки передач определены расчётные крутящий момент и частота вращения. Выполнен расчёт зубчатых колёс. Результаты расчёта приведены в сводных таблицах для ведущих и ведомых колёс. Проведён расчёт валов.
Разработаны расчётные схемы промежуточного и выходного валов. Представлены таблицы сил, действующих на валы, изгибающих моментов. Построены эпюры изгибающих моментов промежуточного и выходного валов на разных передачах. Выполнен расчёт подшипников с представлением таблиц типов подшипников коробки передач, результатов расчёта на всех передачах. Рассчитано шлицевое соединение выходного вала коробки передач. Выполнен расчёт фланцевого соединения выходного вала КП и карданного вала. Рассчитаны фрикционные муфты. Произведён расчёт механизма переключения передач. Выбраны основные размеры карданного шарнира. Представлены эскизы вилки и крестовины карданного шарнира. Выполнен расчёт ведущего моста.
В технологической части приведён эскиз вторичного вала. Определены метод и способ получения заготовки. Разработан план операций – маршрут обработки. Рассчитаны припуски на механическую обработку табличным методом. Выполнен расчёт режимов резания. В графической части представлен чертёж операционных эскизов.
В экономической части определена экономическая эффективность установки на автобус МАЗ-215 механической коробки передач без разрыва потока мощности. Рассчитаны суммы капитальных вложений, текущие затраты. Представлены таблицы себестоимости изготовления нового конструктивного элемента и сравнения эффективности базового и модернизированного вариантов.
В разделе безопасности жизнедеятельности выполнено описание рабочего места инженера – конструктора. Рассмотрены требования к микроклимату производственного помещения, уровню запылённости, освещённости, электробезопасности, уровню электромагнитных излучений, шуму. Приведены правила безопасности при работе с компьютером. Рассмотрены требования защиты при чрезвычайных ситуациях.