Описание
Выпускная квалификационная работа заключается в создании легкового автомобиля повышенной проходимости на базе автомобиля
Нива-Шевроле с конструктивной разработкой трансмиссии для геологоразведочных целей. В ходе работы разработана коробка передач, проработаны элементы переднего и заднего редуктора.
В ходе выпускной квалификационной работе была разработана новая конструкция коробки передач автомобиля. Главные элементы разработки в ней составили: конструкция выходного (полого) вала и вмонтированного в коробку передач дифференциала.
Произведен расчет коробки передач: посчитано усилие в зубчатых зацеплениях, определены контактные напряжения и напряженность зубьев при изгибе, выявлен пробег автомобиля до появления прогрессирующего выкрашивания поверхности зуба и пробег автомобиля до усталостной поломки зуба.
Посчитаны элементы коробки передач: валы, подшипники.
В графической части выполнены сборочные чертежи коробки передач в сборе, и самой коробки, а также монтажный чертеж установки трансмиссии на автомобиль. Графическая часть также включает технологический процесс изготовления детали коробки передач: крышка подшипника.
Кроме конструкторских и технологических расчетов проведена оценка энергоэффективности автомобиля и его экологических показателей, предложены мероприятия по повышению энергосбережения, а также произведен расчет себестоимости проектируемой коробки передач и сравнение ее с коробкой-прототипом.
В разделе 1 проведен анализ существующих конструкций трансмиссии автомобиля, выявлены достоинства и недостатки каждого типа, приведена таблица выбранных элементов трансмиссии.
В разделе 2 проведен конструкторский расчет коробки передачи.
В разделах 3, 4 дана оценка энергосбережению новой конструкции, произведен расчет платы за выбросы вредных веществ в атмосферу, также произведен расчет количества выбросов вредных веществ в атмосферу проектируемым автомобилем.
В разделе 5 описано экономическое обоснование проекта. Рассчитана себестоимость новой конструкции и произведена оценка по снижению себестоимости автомобиля в целом.
В разделе 6 представлена разработка технологического процесса изготовления одного из элементов конструкции коробки передач: крышка подшипника.
В разделе 7 описано безопасность жизни деятельности был произведен расчет освещения и шума на рабочем месте.
В заключении сделаны выводы по проделанной работе.
Целью выпускной квалификационной работы является повышение характеристик проходимости автомобиля, взятая за прототип, в условиях бездорожья и плохого дорожного покрытия. Это возможно за счет:
1. Перераспределения массы автомобиля по осям.
Был вес на переднюю ось прототипа 950кг- на заднюю ось 810кг.
Стал на проэктируемом автомобиле вес на переднюю ось 890кг- на задюю 860кг.
2. Увеличение дорожного просвета. Было 20 см. стало 30см.
3. Распределения крутящего момента на колеса в различных дорожных условиях.
Для достижения цели была поставлена задача разработать новую конструкцию двухвальной коробки передач, взамен раздаточной коробки за счёт оптимизации передаточных чисел трансмиссии, а также было принято перенести ее к задней оси автомобиля.
На листе 1 показан Главный вид Автомобиля прототипа Нивы-шевроле с конструкцией раздаточной коробки передач. На листе 2 показан автомобиль с проэктируемой коробкой передач и местами монтажа.
Она крепится к заднему подрамнику.( на разрезах чётко паказано).
На листе 3 показана конструкция новой двухвальной коробки передач.
В которой: крутящий момент от двигателя передается на входной вал, далее на полый вал и на корпус дифференциала, вмонтированного в коробку передач. От корпуса дифференциала крутящий момент передается через сателлиты на шестерни валов, ведущих на переднюю и заднюю ось. Хочу заметить что сборка коробки передач, очень проста в конструкции и напоминает классический редуктор, т.е. корпус состоит из 2 картеров, соединяющиеся между собой болтами. Такая конструкция позволяет производить сборку с малым количеством сборочных единиц , в отличие от коробки передач прототипа.
На листе 5-6 изображена деталировка первичного и полого вала коробки передач.
В выпускной квалификационной работе произведен анализ существующих конструкций и обоснован выбор конструкции трансмисси. Так же были определены расчетные напряжения в зубчатом зацеплении, посчитан пробег до прогрессирующего выкрашивания зубьев и до усталостной поломки зуба. Были рассчитаны элементы коробки передач: валы, подшипники, шлицевые соединения.
Кроме конструкторского расчета были найдены пути повышения показателей энергоэффективности автомобиля, сделан расчет количества выбросов вредных веществ, Разработан технологический процесс изготовления крышки подшипника.
В заключении была рассчитана себестоимость новой конструкции. Как видно на плакате. Исходя из полученного результата себестоимость проектируемого узла повышается примерно на 11438 руб. Но за счет отказа от раздаточной коробки со средней стоимостью 23000 руб, себестоимость автомобиля уменьшается на 3% что составит сумму 11562 руб. При плановом выпуске 1000 автомобилей в первый год прибыль предприятия может составить: 11 562000 руб.