Пояснительная записка (в программе Word) 42 с., 3 рис., 9 табл., 24 источника, 9 приложений
Чертежи (в программе VSD- Visio) 4 листа
Содержание
Введение
1. Характеристика СТО и проектируемого участка
1.1. Характерные особенности СТО
1.2. Характерные особенности проектируемого участка
2. Расчетно-технологический раздел
2.1. Определение исходных параметров для расчётов
2.2. Определение годового объёма работ СТО
2.3. Расчёт требуемой численности работающих
3. Организационный раздел
3.1. Выбор способа производственного процесса ТО и ТР на СТО
3.2. Выбор способа технологического процесса на разрабатываемом участке
3.3. Формирование схемы технологического процесса в зоне ТР
3.4. Выбор требуемого оборудования
3.5. Расчёт потребной площади разрабатываемого участка
4. Экономический раздел
4.1. Определение капитальных затрат
4.2 Определение расходов на заработную плату
4.3. Расчёт прочих расходов производства
4.4. Определение общехозяйственных расходов
4.5. Формирование общей сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции
4.6. Определение технико-экономических параметров деятельности разрабатываемого участка
5. Конструкторский раздел
5.1. Целесообразность проектирования приспособления
5.2. Описание общего вида и функционирования предлагаемого устройства съёмника
5.3 Требования по эксплуатации приспособления
6. Организация охраны труда и защиты окружающей среды
6.1 Анализ негативных производственных факторов
6.2 Требования безопасности при производстве ремонтных работ
6.3 Организация противопожарной защиты
6.4 Организация защиты окружающей среды
Заключение
Список литературы
Приложение
Состав чертежей
- Чертеж генерального плана АТП (А1
- План производственного помещения станции технического обслуживания А1
- Чертеж участка ТО и ремонта ходовой части для СТО А1
- Плакат технологической карты демонтажа шаровых опор автомобиля ВАЗ-2110 А1
Описание
В дипломной работе в целях повышения эффективности деятельности станции технического обслуживания выполнена разработка зоны ТР. Для обеспечения сборочно-разборочных работ спроектировано съёмное устройство для демонтажа рулевых наконечников и шаровых опор всего семейства автомобилей ВАЗ. Рассмотрены характерные особенности станции техобслуживания и разрабатываемого участка ТР.
В ходе технологического расчёта проектирования производственной базы станции технического обслуживания установлены исходные данные с представлением таблицы. Определен годовой объём работ на СТО с расчётом годовых объемов работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, уборочно-моечных работ, по приёмке и выдаче автомобилей, вспомогательных работ. Представлена таблица распределения годового объёма работ станции техобслуживания по видам работ и месту их выполнения. Выполнено формирование производственных участков СТО. Определена требуемая численность рабочих станции техобслуживания и проектируемого участка.
В организационном разделе определён метод организации технологического процесса и разработана схема техпроцесса на СТО и в зоне ТР. Подобрано требуемое технологическое оборудование с представлением таблицы номенклатуры оборудования и рассчитана площадь разрабатываемого участка.
В экономическом разделе определены капитальные затраты с представлением таблицы стоимости оборудования. Рассчитаны затраты на заработную плату. Составлена калькуляция общих производственных расходов. Сформирована общая смета расходов и калькуляции себестоимости продукции. Определены технико-экономические показатели деятельности разрабатываемого участка.
В ходе конструкторской разработки съёмника для демонтажа рулевых наконечников и шаровых опор всего семейства автомобилей ВАЗ обоснована целесообразность проектирования приспособления для обеспечения эффективных демонтажных работ. Выполнено описание общего вида и принципа действия предлагаемого устройства. Представлена схема универсального винтового съемника пальцев рулевых тяг. Разработаны требования по эксплуатации проектируемого устройства.
В разделе организации охраны труда и экологической защиты окружающей среды выполнен анализ негативных производственных факторов в зоне ТР автомобилей. Разработаны требования безопасности при производстве ремонтных работ: перед выполнением работы, во время и после окончания работы, в аварийных ситуациях. Рассмотрена организация противопожарной защиты и организация экологической защиты окружающей среды.
Сделаны выводы об улучшении качества работ и сокращении времени на их проведение при использовании подобранного технологического оборудования и оснастки.
Обзор диплома:
1.2 Характерные особенности проектируемого участка
В зависимости от характера и места производства работ ТР выполняют либо на рабочих постах, либо на специализированных участках станции. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле, регулировочные и крепёжные работы, устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждениях кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Рабочие посты участка ТР автомобилей оснащают необходимым оборудованием, подъёмными устройствами, приспособлениями и инструментом. Ряд работ, например замена карбюраторов и свечей зажигания, по своему характеру не требует применения подъёмников и выполняется на напольном посту - соответствующем автомобиле-месту станции, оборудованному передвижными домкратами, приспособлениями и инструментами. Минимум работ ТР должен выполняться на постах, а максимум в отделениях. На участок ТР поступают также автомобили, которые нуждаются в услугах только специализированных участков для выполнения вне постовых работ: ремонта и заряда аккумуляторных батарей, ремонта электрооборудования, ремонта топливной аппаратуры, шиномонтажных и других.
На участке ТР выполняют только постовые работы, связанные с демонтажем-монтажом и последующей регулировкой агрегатов и узлов непосредственно на автомобиле [11]. Все разборочно-сборочные, контрольно-дефектовочные, ремонтно-восстановительные и моечные операции (за исключением наружной мойки), предусмотренных текущим ремонтом, а также обкатки отремонтированных агрегатов, включающей их стендовую приработку, регулировку, испытание и устранение дефектов выполняется на территории агрегатного отделения.
Итого имеем следующие виды работ:
1. Разборочно-сборочные работы.
2. Регулировочные и крепежные работы.
3.Устранение незначительных неисправностей повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки.
На проектируемом участке сервиса будет производиться весь комплекс работ по ремонту и обслуживанию техники, включающих диагностику, снятие, разборку, ремонт, установку и испытание узлов и агрегатов в соответствии с техническими условиями и правилами эксплуатации автомобилей.
2. Расчетно-технологический раздел
2.1. Определение исходных параметров для расчётов
Одним из важнейших факторов, определяющих мощность и тип СТО является число легковых автомобилей принадлежащих гражданам района. Определяем число автомобилей, принадлежащих населению, исходя из средней насыщенности населения транспортными средствами (на 1000 жителей).
Количество автомобилей, принадлежащих автовладельцам Кировского района г. Екатеринбурга:
N’ = А · n / 1000, (2.1)
где А – численность населения (на 1 января 2012 г. – 221840 чел);
n – число автомобилей на 1000 жителей (к концу 2011 г. n = 320).
Nс= А · n / 1000 = 221840 · 320 / 100 = 70989 ед.
Часть владельцев автомобилей выполняют ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц и т.д., т.е. не все автомобили, которым необходимо ТО и ТР, заезжают в СЦ, а только часть из них. С учетом этих общая емкость рынка автосервисных услуг составит [1]:
Nоб = N’ · (1- кс/о ) (2.2)
где кс/о – коэффициент самообслуживания, учитывающий число владельцев автомобилей, не пользующихся услугами СТО. По оценке экспертов, для отечественных автомобилей кс/о = 0,10…0,50, для автомобилей иностранного производства кс/о = 0,03…0,25.
N’ – количество автомобилей в районе.
Nоб = 70989 · (1- 0,2) = 56791 ед.
Таким образом, свободная доля рынка автосервисных услуг составляет 56791 автомобилей различных марок.
Одним из главнейших факторов, определяющих мощность и тип городских СТО, является число автомобилей, находящихся в зоне обслуживания проектируемой станции, при этом учитываем, что часть автомобилей обслуживается конкурентами, а примерно 2 – 3 % автомобилей, стоящих на учете, по различным причинам не эксплуатируются.
Поэтому для расчета принимаем следующие исходные данные (табл.2.1)
Таблица 2.1 – Исходные данные для проектирования
Наименование показателей |
Фактическое по маркам на 2011г. |
Плановое по маркам, принятое к расчету на 2012г. |
2 |
3 |
4 |
Марка автомобиля |
легковые, типа ВАЗ-2110 |
легковые, типа ВАЗ-2110 |
Годовое количество условно обслуживаемых на СТО автомобилей, ед. |
2500 |
2600 |
Количество автомобиле-заездов одного автомобиля в год |
2 для ТО и ТР |
2 для ТО и ТР |
Количество заездов автомобилей на уборочно-моечные работы в течение года, приходящееся на 1 комплексно обслуживаемый автомобиль |
5 |
5 |
Среднегодовой пробег автомобилей, км. |
20000 |
22000 |
Количество продаваемых автомобилей в год,ед. (если имеется) |
не торгует |
не торгует |
Число рабочих дней в году |
305 |
305 |
Продолжительность смены, ч. |
8 |
8 |
Число смен |
2 |
2 |
Интенсивность заездов на отдельную уборочно-моечную операцию в год, ед./1000км. |
один заезд на 1000 км пробега. |
один заезд на 1000 км пробега. |
Климатический район по ГОСТ 16350 - 80 |
умеренный |
умеренный |
2.2. Определение годового объёма работ СТО
Технологический расчет станций технического обслуживания автомобилей имеет ряд особенностей, так как заезды автомобилей на СТО для выполнения всех видов работ носят вероятностный характер. В расчете станции производственная программа по видам технических воздействий не определяется, а принимается в соответствии с заданной мощностью станции обслуживания.
Производственная программа станций обслуживания является основным показателем для расчета годовых работ, на основе которых определяют численность рабочих, число постов и автомобиле-мест для ТО, ТР и хранения, площади производственных, складских, административно-бытовых и других помещений.
Годовой объем работ СТО может включать работы по ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей, работы по противокоррозионной обработке кузовов и предпродажной подготовке.
1. Годовой объем работ по ТО и ТР [14]:
где NСТО – годовое количество обслуживаемых на станции автомобилей;
Lr – среднегодовой пробег автомобиля, км;
tто-тр – нормативная удельная трудоемкость выполнения ТО, ТР (нормативная удельная трудоемкость выполнения ТО, ТР для автомобилей малого класса tто-тр = 2,3); [15]
В соответствии с исходными данными для проектируемой СТОА годовой объем по ТО и ТР:
ТТО-ТР = (2500 · 22000 · 2,3) / 1000 = 126500 чел · ч.
2. Годовой объем уборочно-моечных работ
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей.
Коммерческая мойка на проектируемом СТО не планируется, тогда число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей
Годовой объём уборочно-моечных работ [14]:
Тумр=Nз.умр · dум · tумр (2.4)
где Nз.умр - число заездов в год на УMP;
tумр - средняя трудоемкость УМР, (0,20 чел.-ч) [17].
dум – количество заездов автомобилей на уборочно-моечные работы в течение года, приходящиеся на один комплексно обслуживаемый автомобиль (согласно [14] dум=5).
Тогда Тумр = 2500 · 5 · 0,2 = 2500
3. Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей [22]:
Tпв=NCTO · d · tпв, (2.5)
где tпв - разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей, чел.-ч (tпв = 0,2 [15]);
dпв – количество заездов автомобилей на То и ТР в течение года, приходящиеся на один комплексно обслуживаемый автомобиль (dпв= 2 [15]).
Для рассматриваемого примера
Тпв= 2500 · 2 · 0,2 = 1000 чел.-ч.
Результаты расчета годовых объемов работ сводим в таблицу 2.2
Таблица 2.2 – Исходные данные для проектирования
Марка автомобиля |
Виды воздействий |
Общий годовой объем Тгобщ |
||
ТТО-ТР |
ТУМР |
Тпв |
||
ВАЗ-2110 |
126500 |
2500 |
1000 |
130000 |
4. Годовой объем вспомогательных работ
Кроме работ, приведенных в табл. 2.2, на СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых в частности входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объем этих работ составляет 10... 15% от общего объема работ СТО.
Для нашего примера объем вспомогательных работ составит
Твсп=130000 · 0,1 = 13000 чел-ч.
5. Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения
Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято по данным [12].
Для выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения [18]:
где Тгобщ - общий годовой объем работ СТО, чел-ч;
φ - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (φ=1,15);
Кп - доля постовых работ в общем объеме (0,75...0,85);
Драб - число рабочих дней в году;
Тсм - продолжительность смены;
С - число смен;
Рп - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (Рп= 2);
ηn - коэффициент использования рабочего времени поста (ηп=0,94) [1].
Подставляя принятые для расчетов значения, получаем:
Х = (130000 · 1,15 · 0,8) / (305 · 8 · 2 · 2 · 0,94) = 15 постов
Распределение трудоёмкости ТО и ТР автомобилей принимаем по [21] (по видам работ и месту её выполнения). Расчёт трудоёмкостей ТО и ТР чел.-ч производим на основании рекомендуемых соотношений (табл. 2.3.).
Таблица 2.3 – Распределение годового объема работ СТО
Виды работ |
Распределение объема работ в зависимости от числа постов |
Распределение объема работ по месту их выполнения |
||||
Процент объема работ |
Объем работ, чел-ч. |
На рабочих постах |
На производственных участках |
|||
Процент от суммарного объема |
Объем работ, чел-ч. |
Процент от суммарного объема |
Объем работ, чел-ч. |
|||
Контрольно-диагностические |
4 |
5200 |
100 |
5200 |
|
0 |
ТО и ТР в полном объеме |
15 |
19500 |
100 |
19500 |
|
0 |
Смазочные работы |
3 |
3900 |
100 |
3900 |
|
0 |
Регулировка углов управления колес |
4 |
5200 |
100 |
5200 |
|
0 |
Регулировка тормозов |
3 |
3900 |
100 |
3900 |
|
0 |
Электротехнические |
4 |
5200 |
80 |
4160 |
20 |
1040 |
Работы по системе питания |
4 |
5200 |
70 |
3640 |
30 |
1560 |
Аккумуляторные |
2 |
2600 |
10 |
260 |
90 |
2340 |
Шиномонтажные |
2 |
2600 |
30 |
780 |
70 |
1820 |
Ремонт ДВС агрегатов |
8 |
10400 |
50 |
5200 |
50 |
5200 |
Кузовные и арматурные работы |
25 |
32500 |
75 |
24375 |
25 |
8125 |
Окрасочные и противокоррозийные |
16 |
20800 |
100 |
20800 |
|
0 |
Обойные работы |
3 |
3900 |
50 |
1950 |
50 |
1950 |
Слесарно-механические работы |
7 |
9100 |
|
0 |
100 |
9100 |
ИТОГО |
100 |
130000 |
– |
98865 |
– |
31135 |
Для видов работ ТО и ТР число рабочих постов X рассчитывается по формуле:
где Тп – годовой объём постовых работ данного вида определяемый по таблице 2.3, чел.-ч.;
φ - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО
Фп - годовой фонд рабочего времени поста, ч.;
Рср - среднее количество работающих на рабочем посту, чел.
По рекомендациям [1], коэффициент неравномерности поступления на СТОА принимается равным φ = 1,15, а численность одновременно работающих на одном посту для постов уборочно-моечных работ, работ ТО и ТР принимается два человека (Рср=2 чел.), и на постах кузовных и окрасочных работ 1,5 человека.
По формуле 2.7 производим расчет и полученные результаты расчёта сводим в табл. 2.4.
Таблица 2.4 – Формирование производственных участков в городской СТО
№ |
Наименование производственного участка |
Виды работ |
Объем работ чел.-ч. |
Число рабочих постов |
||
Постовых |
Участковых |
Расчётное |
Принятое |
|||
1 |
Участок диагностирования |
Контрольно диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов) |
5200 |
- |
0,72 |
1 |
2 |
Зона постовых работ ТО и ТР |
-ТО в полном объёме |
19500 |
- |
|
2 |
-Смазочные работы |
3900 |
- |
|
1 |
||
-Всего работ ТО |
23400 |
- |
3,25 |
3 |
||
-Регулировка углов колёс |
5200 |
- |
|
|
||
-Ремонт тормозов |
3900 |
- |
|
1 |
||
-Электротехнические работы |
4160 |
- |
|
1 |
||
-Система питания -Аккумуляторные работы |
3640 |
- |
|
|
||
260 |
- |
|
|
|||
-Шиномонтажные работы |
780 |
- |
|
|
||
- Ремонт узлов и систем |
5200 |
- |
|
1 |
||
-Обойные работы |
1950 |
- |
|
|
||
-Всего работ ТР |
25090 |
|
3,28 |
3 |
||
Участки |
||||||
3 |
Кузовной |
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) |
24375 |
8125 |
3,39 |
3 |
4 |
Окрасочный |
Окрасочные и противокоррозийные |
20800 |
- |
2,89 |
3 |
5 |
Участок ремонта электрооборудован. |
Электротехнические |
- |
1040 |
- |
|
6 |
Участок ремонта ТА |
Работы по системе питания |
- |
1560 |
- |
|
7 |
Аккумуляторный |
Аккумуляторные |
- |
2340 |
- |
|
8 |
Шиномонтажный |
Шиномонтажные |
- |
1820 |
- |
|
9 |
Агрегатно-механический участок |
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
- |
5200 |
|
|
Слесарно-механические |
- |
9100 |
|
|
||
Работ по участку |
|
14300 |
1,99 |
2 |
||
10 |
Обойный участок |
Обойные работы |
- |
1950 |
|
|
|
|
Всего работ |
45175 |
31135 |
|
|
Общее количество рабочих постов |
15 |
2.3. Расчёт требуемой численности работающих
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР автомобилей. Различают технологически необходимое и штатное число рабочих.
Технологически необходимое число рабочих:
где Т - годовой объем работ по зонам ТО, ТР или участку, чел-ч;
ФТ - годовой фонд времени технологически необходимого рабочего. [15]
Штатное число рабочих:
где Фш - годовой эффективный фонд времени «штатного» рабочего [15]
Согласно рекомендациям [15] Фт =2070 ч; Фш = 1820 ч.
РТ = 130000 / 2070 = 63 чел
Рш = 130000 / 1820 = 72 чел
По объекту проектирования
РТРТ = 25090 / 2070 = 12 чел
РТРш = 25090 / 1820 = 14 чел
3. Организационный раздел
3.1. Выбор способа производственного процесса ТО и ТР на СТО
Под рационально организованным технологическим процессом понимается определенная последовательность работ, обеспечивающая высокое качество их выполнения при минимальных затратах.
Работы по ТО и ремонту автомобиля выполняется на рабочих постах основного производственной. Кроме того, работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные, слесарно-механические и другие работы частично выполняются на специализированных производственных участках после снятия соответствующих узлов и агрегатов с автомобиля.
В основу организации технологического процесса положена единая функциональная схема [8]: автомобили, прибывающие на СТО для проведения ТО и ремонта, проходят участок уборочно-моечных работ и поступают далее на участки приемки, диагностирования, ТО и ТР (рис. 3.1).
Рисунок 3.1. Схема производственного процесса на СТО
Если на участке приёмки автомобилей возникают затруднения с определением объёма необходимых работ, то он уточняется после прохождения автомобилем участка диагностики. Участок приёмки-выдачи и диагностики автомобилей является управляющим и контролирующим блоком в организационной схеме СТОА. Контакты с клиентами ограничиваются участком приёмки-выдачи автомобилей (иногда допускается их присутствие на участке диагностики, но более предпочтительным является наблюдение клиентов за диагностированием своих автомобилей через стеклянную перегородку). На других производственных участках станции присутствие клиентов крайне нежелательно.
После диагностирования автомобиль поступает в зону ТО и ТР. Производственные участки ТО и ТР с рабочими постами считаются основными. Участки, специализирующиеся на выполнении различных видов внепостовых (цеховых) работ, например, ремонта топливной аппаратуры электрооборудования, аккумуляторных батарей и др., обеспечивающие работу основных участков, считаются вспомогательными.
Для современных СТОА характерно выполнение основной части работ по ТО и ТР в общем зале. Вне общего зала обычно находятся участки кузовных работ и окраски (т.е. помещения, работающие в ином микроклиматическом режиме).
После выполнения необходимого комплекса работ, автомобиль поступает на участок контроля и выдачи. При необходимости качество работ может быть проверено на постах диагностики. В случае, когда посты диагностики и приёмки заняты или отсутствует владелец, автомобиль поступает в зону ожидания.
3.2. Выбор способа технологического процесса на разрабатываемом участке
В проектах по техническому обслуживанию выбор метода организации технологического процесса должен определяться по сменной программе соответствующего вида ТО. В зависимости от её величины может быть принят метод универсальных постов или метод специализированных постов.
Метод универсальных постов для организации технического обслуживания принимается для СТО с малой сменной программой по ТО, в которых обслуживается разнотипный подвижной состав [21].
В проектах по зоне текущего ремонта технологический процесс может быть организован метод универсальных или специализированных постов.
Метод универсальных постов ТО и ТР является в настоящее время наиболее распространённым для большинства СТО [24].
3.3 Формирование схемы технологического процесса в зоне ТР
Поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных по наименованию и объёму работ ТО и ТР и поэтому организация производства станции должна обеспечивать выполнение любого их сочетания, то есть обладать достаточной гибкостью технологического процесса ТО и ТР.
В связи со случайным характером требуемых технических воздействий для автомобилей, поступающих на СТО, возможны следующие варианты сочетания работ ТО с работами ТР:
–ТО в полном объёме;
–выборочный комплекс работ ТО – регулировочные, смазочные и другие;
–полный объём ТО совместно с работами ТР, выявленными в процессе диагностирования;
–выборочный комплекс работ ТО с работами ТР, выполненными в процессе диагностирования. При этом вначале выполняются работы по ТР, а затем уже ТО.
В зависимости от того или иного сочетания требуемых видов работ выбираются рациональная технологическая схема и организация производства (рис.3.2).
Рисунок 3.2. Схема технологического процесса ТР на СТО
Мелкие неисправности устраняют непосредственно на постах ТР, а дефектные агрегаты, узлы и механизмы, снятые с автомобилей, направляют на соответствующие специализированные участки для проведения необходимых работ, после чего они поступают на участок ТР и устанавливаются на автомобиль.
В основном работы по ТО и ТР проводятся на универсальных или специализированных постах. Учитывая специфику работ, выполняемых на СТО, 70…80 % постов оснащаются подъёмниками.
3.4. Выбор требуемого оборудования
Подбор основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки для объекта проектирования осуществляется с учётом рекомендаций типовых проектов рабочих мест [2].
Перечень необходимого оборудования и оснастки [19,20] представлен в таблице 3.1
Таблица 3.1 – Номенклатура выбранного технологического оборудования
Наименование |
Тип или модель |
Кол-во |
Размеры в плане, мм |
Общая площадь, м2 |
Мощность суммарная, кВт |
||
Двухстоечный подъёмник |
П-97МК Лидер |
6 |
3280х1200 |
23,62 |
6,0 |
||
Кран гидравлический передвижной |
8.20 |
1 |
1700х1000 |
1,7 |
|
||
Установка для отбора антифриза. |
42164 |
2 |
550х700 |
0,77 |
0,8 |
||
Маслораздатчик для заправки моторным и трансмиссионным маслом. |
С223-1 |
2 |
550х730 |
0,8 |
0,6 |
||
Маслосборник |
С508 |
2 |
550х730 |
0,8 |
|
||
Передвижной нагнетатель смазок |
68113 |
2 |
450х550 |
0,5 |
0,2 |
||
Установка прокачки тормозной системы и сцепления. |
10705 |
3 |
500х500 |
0,75 |
|
||
Автоматическая воздухораздаточная колонна. |
С413 |
2 |
500х500 |
0,5 |
0,6 |
||
Ванна для мойки деталей |
|
1 |
600х1200 |
0,72 |
|
||
Прибор для определения люфтов в трансмиссии |
КИ-4832 |
2 |
переносной |
|
|
||
Комплекс автодиагностики. |
КАД-300 |
2 |
переносной |
|
|
||
Домкрат гаражный гидравлический |
ГАРО мод 251 |
6 |
700х400 |
1,68 |
|
||
Стеллаж для инструментов. |
- |
3 |
1200х500 |
1,8 |
|
||
Шкаф для приспособлений. |
- |
3 |
1500х700 |
3,15 |
|
||
Ларь для отходов. |
- |
4 |
800х500 |
1,6 |
|
||
Верстак. |
- |
6 |
1500х500 |
5,25 |
|
||
Всего |
43,6 |
9 |
|||||
3.5. Расчёт потребной площади разрабатываемого участка
Производственная площадь объекта проектирования определяется по следующей формуле [14]:
где Sа – площадь горизонтальной проекции автомобиля (для ВАЗ-2110 – 8,0 м2);
n – количество постов (6 постов)
Sо – общая площадь оборудования (табл. 3.1)
Кп – коэффициент плотности расстановки (для зоны ТО и ТР равен 4,0).
Тогда SП = 97,9 · 4,0 = 391,6 м2
Компоновка технологического оборудования, выбор технологической оснастки и расстановка рабочих мест на объекте проектирования должны учитывать рекомендации «Типовых проектов организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий», а также требования «Строительных норм и правил предприятий по обслуживанию автомобилей». Компоновка оборудования должна удовлетворять требованиям технологического процесса и обеспечения выполнения работ с минимальными затратами времени, энергии исполнителей, при этом не стоит забывать об обеспечении безопасности выполнения работ и соответствующей культуры производства.
Зона расположен в той части здания производственного корпуса, которая выходит на улицу, что позволяет с максимальной эффективностью использовать естественное освещение.
Рабочие места расположены по периферии помещения (графическая часть). Рядом располагаются стеллажи для хранения годных деталей и узлов и требующих ремонта. Рабочие места размещены компактно возле стены, освещаемой естественным освещением.
Станки и основное оборудование установлены возле наружной стены с целью максимального использования естественного освещения, расположены по площади помещения с учетом удобства выполнения работ и требований нормативных документов по технике безопасности.
В реальных условиях СТО для организации зоны выделенная площадь составляет 432 м2 , что позволяет обеспечить комфортные условия проведения работ.
4. Экономический раздел
4.1. Определение капитальных затрат
Основные производственные фонды – это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переноситься на готовый продукт в течение длительного времени, их стоимость определяется :
Соф= Сзд..+Соб+Синв+Спр , (4.1)
где Соф – стоимость основных производственных фондов, руб.;
Сзд.рек. –стоимость здания (участка), руб.;
Синв – стоимость инвентаря, руб.;
Спр – стоимость приборов, руб;
Соб – стоимость оборудования, руб.
Стоимость здания (участка)
Стоимость здания определяется по формуле:
Сзд. = Sуч ∙ Pзд, (4.2)
где Sуч – площадь помещения (по данным раздела 3.5 Sуч = 108 м2);
Pзд. – стоимость одного кв. метра площади, руб (1,0 тыс руб.).
Отсюда Сзд = 432 · 1000 = 432000 руб.
Стоимость оборудования
Стоимость оборудования определяется:
Соб=∑Сi · n, (4.3)
где Ci – стоимость единицы оборудования,
n – количество ед. оборудования.
Стоимость оборудования определяется исходя из рыночной стоимости и отражается в табл. 4.1.
Таблица 4.1 - Стоимость оборудования
Наименование |
Количество |
Цена (руб). |
Стоимость |
Двухстоечный подъёмник |
6 |
68500 |
411000 |
Кран гидравлический передвижной |
1 |
11200 |
11200 |
Установка для отбора антифриза. |
2 |
7300 |
14600 |
Маслораздатчик для заправки моторным и трансмиссионным маслом. |
2 |
5500 |
11000 |
Маслосборник |
2 |
5000 |
10000 |
Передвижной нагнетатель смазок |
2 |
7300 |
14600 |
Установка прокачки тормозной системы и сцепления. |
3 |
4800 |
14400 |
Автоматическая воздухораздаточная колонна. |
2 |
6500 |
13000 |
Ванна для мойки деталей |
1 |
6400 |
6400 |
Прибор для определения люфтов в трансмиссии |
2 |
7600 |
15200 |
Комплекс автодиагностики. |
2 |
17200 |
34400 |
Домкрат гаражный гидравлический |
6 |
8700 |
52200 |
Стеллаж для инструментов. |
3 |
2300 |
6900 |
Шкаф для приспособлений. |
3 |
1800 |
5400 |
Ларь для отходов. |
4 |
1200 |
4800 |
Верстак. |
7 |
2100 |
14700 |
Всего |
639800 |
Итого стоимость оборудования 639800 руб.
Стоимость инвентаря составляет 2% от стоимости оборудования:
Синв=0,02 Соб . (4.4)
Синв = 12796 руб.
Стоимость приборов составляет 10 % от стоимости оборудования:
Спр=0,1 Соб . (4.5)
Спр= 63980 руб.
Определим стоимость основных производственных фондов Соф.
Соф= 432000 + 639800+ 12796+ 63980 = 1148576 руб.
4.2 Определение расходов на заработную плату
Фонд заработной платы по тарифу [23]:
ФЗПт. = Сч. ∙ Тг., (4.6)
где Сч. – часовая тарифная ставка, руб (Сч. = 40,05 руб.)
Тг. = – годовой объем работ на объекте проектирования, чел-ч (Тг = 1924,1)
ФЗПт. = 40,05 · 25090 = 1004855 руб.
Премии за производственные показатели составляют:
Пр. = 0,35 ∙ ФЗПт. (4.7)
Пр. = 0,35 × 1004855 = 351699 руб.
Основной фонд заработной платы определяется:
ФЗПосн. = ФЗПт. + Пр (4.8)
ФЗПосн. = 1004855. + 351699 = 1356554 руб.
Фонд дополнительной заработной платы составляет 10-40%, например:
ФЗПдоп. = ФЗПосн. ∙ 0,25 (4.9)
ФЗПдоп. = 1356554 · 0,25 = 339139 руб.
Общий фонд заработной платы складывается из основного и дополнительного фонда заработной платы:
ФЗПобщ. = ФЗПосн. + ФЗПдоп. (4.10)
ФЗПобщ. = 1356554. + 339139 = 1695693 руб.
Средняя заработная плата производственного рабочего за год:
ЗПср. = ФЗПобщ. / Рш., (4.11)
где Рш. – число производственных рабочих, чел. (для зоны ТР Рш = 14 чел.)
ЗПср. = 121121 руб.
Зарплата в месяц одного рабочего:
Зср мес.=ЗПср / 12 , руб. (4.12)
Зср мес.= 10093 руб.
Начисления на заработную плату 26,0 %:
Ннач.=0,26∙ФЗПобщ. (4.13)
Ннач.= 0,26 · 1695693 = 440880 руб.
Общий фонд заработной платы с начислениями:
ФЗПобщ.нач. = ФЗПобщ. + Ннач. (4.14)
ФЗПобщ.нач. = 1695693. + 440880 = 2136573 руб.
Заработная плата сотрудников управленческого аппарата с соответствующими отчислениями составляет 14% от фонда заработной платы штатных рабочих [23]
ФЗПадм. = 2136573 · 14 % = 299120 руб.
4.3. Расчёт прочих расходов производства
Текущие эксплуатационные затраты включают в себя расходы на приобретение основных и вспомогательных материалов, на приобретение запасных частей для ремонта технологического оборудования и транспортных средств, на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов, на обеспечение энергоносителями, затраты на ремонт помещения и оборудования [23].
Затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых при выполнении работ принимаем
Рмат = Нм.ср · ΣLгод / 1000 · П, руб (4.15)
где Нм.ср – средняя норма затрат на материалы по СТО (Нм ср =157,5 руб);
ΣLгод –годовой пробег автомобилей, тыс. км (ΣLгод = 22000)
П – процент работ на проектируемом участке от общего объема работ ТО и ТР, П = 19%;
Тогда Рмат = 157,5 · 22 · 19 = 65835 руб.
Затраты на приобретение запасных частей для ремонта технологического оборудования принимаем равным 2 % от стоимости оборудования
Рзч = 0,02 × Соб = 0,02 · 639800 = 12796 руб.
Затраты на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов принимаем равными 900 руб в год на одного рабочего участка. тогда Рмал = 126000 руб.
Работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, принимаем равными 500 руб. на работника участка, тогда
Рраб = 7000 руб.
Расходы на электроэнергию на проектируемом участке рассчитаем исходя из суммарной мощности оборудования участка.
Затраты на электроэнергию определяются:
Рэ. = W ∙ Sк (4.16)
где Рэ. – стоимость электроэнергии за год, руб.;
W – годовой расход электроэнергии, кВт · ч;
W. = Mсум × Тсм × С ×Дрг
где Мсум. – мощность оборудования участка, кВт. (Мсум. = 9,00 кВт);
W. = 9,00 × 8 × 1 × 305 = 21960 кВт
Sк. – стоимость одного кВт · ч силовой электроэнергии, руб. (стоимость 1 кВт·ч для промышленных предприятий Sк = 4,11 руб).
Тогда по формуле (4.16)
Р.э = 21960 · 4,11 = 90256 руб.
Расходы на содержание и эксплуатацию основных средств состоят из следующих статей:
Расходы на ремонт оборудования принимается примерно 5% от его стоимости:
Ррем.об. = 0,05 ∙ Соб. (4.17)
Ррем.об. = 31990 руб.
Расходы на содержание здания (помещения) Рсод.зд. принимают равными 3% от стоимости здания (помещения).
Рсод.зд. =0,03∙Сзд. (4.18)
Рсод.зд. = 12960 руб.
Расходы на ремонт здания Срем.зд. принимают равными 2% от его стоимости:
Ррем.зд. =0,02 ∙ Сзд. (4.19)
Ррем.зд. = 8640 руб.
Расходы на содержание, ремонт и возобновление инвентаря Ринв. составляют 7% от его стоимости:
Ринв.= 0,07 ∙ Синв. (4.20)
Ринв.= 896 руб.
Расходы на охрану труда Рохр.тр. можно принимать равными 700 рублей на одного работающего.
Рохр.тр.= 9800 руб.
Тогда расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества – Рэк.осн.ср. определяются:
Рэк.осн.ср.= Ррем.об. + Рсод.зд. + Ррем.зд. + Ринв. + Рохр.тр = 31990 + 12960 + 8640 + 896 + 9800 = 64286 руб.
Отчисления на амортизацию
Отчисления на амортизацию здания определяются по формуле:
где На – норма амортизации.
Затраты на амортизацию оборудования
Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из стоимости оборудования и дифференцированных норм амортизации по формуле:
А = На · Соб (4.22)
где На – норма амортизации;
Соб – первоначальная стоимость оборудования
Стоимость основных фондов участка составляет Соб = 639800 руб. (табл.4.1).
Норма амортизации (На) устанавливается исходя из срока полезного использования (работы) основных средств:
, где 17 - средний срок службы машин и оборудования, лет.
Таким образом, Аоб = 639800 · 5,88% = 37620 руб.
Итого затрат на амортизацию основных фондов
Аосн = 59220 руб.
4.4. Определение общехозяйственных расходов
В соответствии со статьей 264 НК к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:
1) расходы на сертификацию продукции и услуг;
2) расходы на услуги по охране имущества, на содержание собственной службы безопасности
3) расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по ТБ;
4) расходы по набору работников;
5) расходы на содержание служебного транспорта
6) расходы на командировки;
7) расходы на профессиональную подготовку и переподготовку работников
8) расходы на канцелярские товары, услуги связи и пр.;
При укрупненных расчетах [23]
Рпр = ФЗПобщ.нач. · Кох, (4.23)
где ФЗПобщ.нач – общий фонд заработной платы с начислениями, руб;
Кох - процент общехозяйственных расходов, % (принимаем 30%).
Рпр = 2136573 · 30 % = 427315 руб.
Общие данные по расходам представлены в табл. 4.2.
Таблица 4.2 - Калькуляция общих производственных расходов
№ п/п |
Статьи расходов |
До внедрения*, руб. |
По проекту, руб. |
|
1 |
|
Материальные расходы |
266604 |
252773 |
1.1 |
Основные и вспомогательные материалы |
66952 |
65835 |
|
1.2 |
Запасные части для ремонта технологического оборудования и транспортных средств |
14800 |
12796 |
|
1.3 |
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы |
12600 |
12600 |
|
1.4 |
Электроэнергия |
96528 |
90256 |
|
1.5 |
Работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями |
7500 |
7000 |
|
1.6 |
Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств |
68224 |
64286 |
|
2 |
|
Расходы на оплату труда |
2483944 |
2435693 |
2.1 |
Заработная плата производственных рабочих |
1729284 |
1695693 |
|
2.2 |
Начисления на заработную плату |
449614 |
440880 |
|
2.3 |
Заработная плата сотрудников управленческого аппарата с соответствующими отчислениями |
305046 |
299120 |
|
3 |
|
Итоговая сумма начисленной амортизации |
65418 |
59220 |
4 |
|
Прочие расходы |
653669 |
640972 |
|
ИТОГО (Робщ.) |
3469635 |
3388658 |
Примечание *Калькуляция расходов до внедрения предложений взята по данным предприятия.
4.5. Формирование общей сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции
Себестоимость человеко-часа определяется по формуле:
S = Робщ / Тгуч, (4.24)
где Робщ – общие расходы по участку за год руб.
Тгуч - трудозатраты на участке
Общая смета расходов и расчет себестоимости представлены в табл. 4.3
Таблица 4.3 - Общая смета расходов и калькуляция себестоимости
Статьи затрат |
До внедрения |
По проекту |
||||
Сумма затрат, руб. |
Затраты чел-ч. |
Себестоимость, руб. |
Сумма затрат, руб. |
Затраты чел-ч. |
Себестоимость, руб. |
|
1 .Фонд заработной платы ремонтных рабочих |
1729284 |
25090 |
68,9 |
1695693 |
25090 |
67,6 |
2. Отчисления на социальные нужды |
449614 |
25090 |
17,9 |
440880 |
25090 |
17,6 |
3. Затраты на материалы |
66952 |
25090 |
2,7 |
65835 |
25090 |
2,6 |
4.Затраты на запасные части |
14800 |
25090 |
0,6 |
12796 |
25090 |
0,5 |
5. Амортизация основных производственных фондов |
65418 |
25090 |
2,6 |
59220 |
25090 |
2,4 |
6. Общехозяйственные расходы |
3469635 |
25090 |
138,3 |
3388658 |
25090 |
135,1 |
Цена трудозатрат:
Ц=S · R, (4.25)
где R – рентабельность.
Принимая рентабельность R равной 15-35% определяем цену трудозатрат
Ц = 135,1 · 1,3 = 176 руб.
Выручку рассчитываем следующим образом:
Д=Ц Т. (4.26)
Д = 176 · 25090 = 4415840 руб.
Прибыль от реализации:
Пр=Д – Робщ , (4.30)
Пр= 4415840 – 3388658 = 1027182 руб.
4.6. Определение технико-экономических параметров деятельности разрабатываемого участка
Удельные капитальные вложения
К1 = К / Тобщ = 1148576 / 25090 = 45,78 руб. / 1000 км
Фондовооружённость:
Фв=Соф/Рпр = 1148576 / 14 = 82041 руб./чел.
Энерговооруженность рабочего
Энт = Му/Рпр = 9 / 14 = 0,65 кВт./чел.
Электровооруженность труда
Элт = Эквтч/Туч = 21960 / 25090 = 0,88 кВт./чел.час
Фондоотдача участка рассчитывается следующим образом:
Фо = Пр /Соф = 1027182 / 1148576 = 0,89
Фондоемкость, величина обратная фондоотдаче:
Фе=1/Фо = 1,12
Рентабельность затрат по балансовой прибыли:
Rзатр=Пр / Зсумм = 1148576 / 3388658 = 0,3
Срок окупаемости:
Т = Соф/Пр = 1148576 / 1027182 = 1,2 года
Технико-экономические и финансовые показатели представлены в табл. 4.4.
Таблица 4.4 - Технико-экономические показатели участка
Показатели |
Единицы |
Сумма |
Абсолютные |
||
Годовой объем работы участка |
чел-ч |
25090 |
Количество производственных рабочих |
чел. |
14 |
Стоимость основных фондов |
руб. |
1148576 |
Зарплата ремонтных рабочих с отчислениями |
руб. |
2136573 |
Площадь участка (расчетная) |
м2 |
391,6 |
Затраты на материалы |
руб. |
65835 |
Затраты на запчасти |
руб. |
12796 |
Затраты на общехозяйственные расходы |
руб. |
640972 |
Общая сумма затрат |
руб. |
3388658 |
Годовая экономия (прибыль) |
руб. |
1027182 |
Относительные |
||
Фондовооруженность труда |
руб./1 раб. |
82041 |
Энерговооруженность труда |
кВт./1 раб. |
0,65 |
Средняя заработная плата за месяц |
руб. |
10093 |
Себестоимость |
руб. |
135,1 |
Рентабельность затрат по балансовой прибыли |
% |
0,3 |
Срок окупаемости капитальных вложений |
лет |
1,2 |
5. Конструкторский раздел
5.1. Целесообразность проектирования приспособления
Съёмник универсальный предназначен для демонтажа рулевых наконечников и шаровых опор всего семейства автомобилей ВАЗ.
Пальцы шаровых шарниров закрепляются в рычагах поворотных кулаков, в рулевой сошке и маятниковом рычаге при помощи конических соединений, затягиваемых гайками. Эти соединения (конусность 3:25, угол 6°52') самотормозящиеся. Степень «самоторможения» конического соединения зависит в первую очередь от угла конусов и усилия их затягивания.
У переднеприводных автомобилей ВАЗ гайка (М12х1,25) шарового пальца рулевой тяги затягивается моментом 2,76...3,41 кгс/см. Затягивать гайки шаровых пальцев без динамометрического ключа нельзя.
Как же выпрессовать пальцы шаровых шарниров рулевого управления? Иногда, например, при снятии средней и боковых рулевых тяг «Жигулей» обходятся вообще без приспособлений. Отвернув гайки пальцев, наносят удар острым концом молотка по сошке (маятниковому рычагу) чуть выше шарнира средней тяги. Чаете хватало двух ударов, и палец выпадал. Для рассматриваемого способа необходима эстакада или смотровая канава. При неумелом проведении операции маятниковый рычаг может оказаться деформированным. В этом случае спица рулевого колеса может уйти от горизонтального положения при движении по прямой. Да и бить молотком по столь ответственным деталям рулевого привода вряд ли полезно для них.
5.2. Описание общего вида и функционирования предлагаемого устройства съёмника
Выпрессовка пальцев шаровых шарниров крайних рулевых тяг автомобилей ВАЗ из рычагов поворотных кулаков съемником А.47052 не представляет особого труда. Он надежный, доступ к шарниру свободный.
Съемник А.47035, рекомендуемый для выпрессовки пальцев из сошки и маятникового рычага, более сложный и менее надежный. Подвижная система приспособления А.47035 (с рычагом, коромыслом, серьгами) вообще-то и не нужна, что подтверждается конструкцией универсального винтового съемника, показанного на рис. 5.1.
1. – винт; 2 – рычаг; 3 – захват.
Рисунок 5.1 Универсальный винтовой съемник пальцев рулевых тяг
Принцип его действия основан на том, что при выпрессовке необходимо только стронуть палец в его коническом гнезде. В связи с большей жесткостью съемника и большим диаметром винта у рассматриваемого съемника для компактности плечо рычага уменьшено до 1,6 (60:37=1,6), у съемника А.47035 оно равно 1,7 (74:43=1,7).
5.3 Требования по эксплуатации приспособления
Захват 3 вставляем, отжав резиновый чехол, под гнездо пальца шарнира. На палец и захват устанавливаем рычаг 2 и, вворачивая винт 1, выпрессовываем палец шарнира.
Выпрессовка пальцев значительно облегчается, если смочить их проникающей жидкостью (керосин, WD-40). На перетянутые пальцы целесообразно наложить на несколько часов «компресс» из ветоши, смоченной этими жидкостями.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОхранЫ труда и ЗАЩИТЫ окружающей среды
6.1 Анализ негативных производственных факторов
Производственные рабочие, выполняющие работы по ТР автомобилей, подвергаются воздействию опасных и вредных факторов, которые могут привести к травматизму или профзаболеваниям. Кроме того, производственная деятельность СТО оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
На участке постоянно или периодически действуют опасные и вредные производственные факторы, которые согласно ГОСТ-12.0.003-74 подразделяются на физические, химические, биологические и психологические [4, 13].
Физические:
- - Повышение температуры окружающего воздуха рабочей зоны по сравнению с оптимальными параметрами.
- - Повышенная температура поверхностей оборудования и материалов при сварке.
- - Поражение электрическим током от электрифицированного оборудования.
- - Движущиеся машины и механизмы, передвигающиеся грузы и различные запасные части.
Химические:
- - Возникновение повышенного содержания в воздухе умеренно-опасных вредных веществ по сравнению с нормой (толуол, ксилол и т.д).
- - Запыленность воздуха в помещении, где находится участок неорганической пылью.
Психофизиологические:
- - Недостаточная освещенность рабочего места; при естественном освещении, вызванная загрязненными окнами в боковом освещении; или недостаточном количестве света при искусственном освещении, вызванная применением ламп накаливания несоответствующей мощности.
- - Неправильная расстановка автомобилей в местах их обслуживания, т.е. менее 1 метра к проходам и к близлежащему оборудованию.
- - Возможность получения травм и ушибов вследствие халатного обращения с оборудованием.
- - Статические и динамические перегрузки
Проведенный анализ на участке ТР позволил определить основные характеристики опасных и вредных факторов производства.
1. Повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека – при работе с подъемником электромеханическим П-97МК Лидер, автоматической воздухораздаточной колонки, комплексом автодиагностики ЛТК-3Л-СП-11, электрифицированным инструментом (гайковерт Makita TW0350, безударная дрель Makita 6413) – до U = 220 B, I =0,22 А, продолжительность воздействия – до 12 минут.
2. Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны – при заезде-выезде автомобиля, очистке деталей, проверке состояния компонентов тормозной системы, подвески и рулевого привода, проверке состояния шин и давления их накачки, проверке, обслуживании и зарядке аккумуляторной батареи
загазованность – до 0,1 мг/м3 , продолжительность воздействия – до 0,2 ч.
запыленность – до 7,3 мг/м3 , продолжительность воздействия – до 0,5 ч.
3. Повышенный уровень шума на рабочем месте – при работе с подъемником электромеханическим П-97МК Лидер, автоматической воздухораздаточной колонки, комплексом автодиагностики ЛТК-3Л-СП-11, электрифицированным инструментом (гайковерт Makita TW0350, безударная дрель Makita 6413) – до 78 дБА, продолжительность воздействия – до 3 ч.
4. Повышенный уровень вибрации – при работе с подъемником электромеханическим П-97МК Лидер, автоматической воздухораздаточной колонки, комплексом автодиагностики ЛТК-3Л-СП-11, электрифицированным инструментом (гайковерт Makita TW0350, безударная дрель Makita 6413) – до 16 Гц (виброскорость 54 Дб, виброускорение 38 Дб), продолжительность воздействия – до 12 минут.
5. Повышенное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение – при проверке и накачке шин автомобиля – до 3 кГс/см2, продолжительность воздействия – до 10 минут.
6.2 Требования безопасности при производстве ремонтных работ
1. Введение
.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении слесарных работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
1.2. Слесарь должен соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:
при вывешивании автомобиля и работе под ним (инструкция № 17);
при снятии и установке колес автомобиля (инструкция № 18);
при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция № 20);
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция № 23).
Заметив нарушение требований безопасности другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Слесарь должен выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Слесарь должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.
Слесарь не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.
2. Общие требования безопасности
2.1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.
2.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.
2.3. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
2.4. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
2.5. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
2.6. Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.
Курить разрешается только в специально отведенных местах.
2.7. Слесарь во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
2.8. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.
2.9. Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а при работе с деталями автомобиля, работавшего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.
3. Требования безопасности перед началом работ
3.1. Перед началом работы слесарь должен:
3.1.1. Одеть специальную одежду и застегнуть манжеты рукавов.
3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
3.1.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
- гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
- раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
- слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
- рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
- ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
- напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, должны быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
- электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
3.1.4. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.
3.1.5. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.
4. Требования безопасности во время работы
4.1. Во время работы слесарь должен:
4.1.1. Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).
4.1.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
4.1.3. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) (не менее двух) под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.
4.1.4. После подъема автомобиля подъемником на пульте управления подъемником повесить табличку «Не трогать - под автомобилем работают люди!», а при подъеме гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.
4.1.5. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
4.1.6. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.
4.1.7. Осмотр автомобиля снизу производить только при неработающем двигателе.
4.1.8. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т.п.).
4.1.9. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
4.1.10. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.
4.1.11. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах - ключами с трещотками или с шарнирной головкой.
4.1.12. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.
4.1.13. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
4.1.14. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.
4.2. Слесарю запрещается:
- выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;
- поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой и т.п.;
- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
- выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;
- переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
- сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
- хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
- применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.;
- засасывать бензин ртом через шланг;
- мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
- выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, с предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;
- применять приставные лестницы;
- выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
- при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;
- работать при получении сигнала о перемещении конвейера.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
5.2. В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, работодателю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
6. Требования безопасности по окончании работы
По окончании работы слесарь обязан:
6.1.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
6.1.3. Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
6.1.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.
6.1.5. Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.
6.1.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
6.3 Организация противопожарной защиты
По классу пожароопасности помещение относится к категории В.
Возможные классы пожара В2 (горение жидких веществ, растворимых в воде) и С (горение газообразных веществ).
Степень огнестойкости участка II согласно СНиП 21-01-97.
Помещение, где происходит техническое обслуживание с повышенной опасностью, т.к. существует возможность одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с землей металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам, механизмам и т.п., с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования - с другой (ПУЭ (6-е изд.) разд. 1.1.13) . Электросеть 380 В 50 Гц. По степени опасности поражения электрическим током помещение относится ко 2 классу, т.е. сети с U < 1000 В с глухозаземленной нейтралью [10].
Основными причинами возгорания являются:
Несоблюдение норм пожарной безопасности персоналом предприятия.
Нарушение технологического процесса (сварочные работы, использование электрооборудования), которое приводит к возникновению пожара.
Использование неисправного оборудования в процессе работы на предприятии.
Здание не оборудовано необходимым пожарным оборудованием: оборудованные пожарные шкафы, щиты, а также огнетушители.
Пожарная безопасность обеспечивается системой предотвращения пожара и системой противопожарной защиты. Требования к указанным системам определены ГОСТ, ППБ [9].
Средства пожаротушения. Помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта АТС и их агрегатов, а также хранения АТС оборудовано средствами пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Выбор типа и необходимого количества первичных средств пожаротушения на участке ТО произведен в зависимости от их огнетушащей способности, с учетом категории помещения предельной площади тушения, класса пожара горючих веществ и материалов в помещении.
Число первичных средств пожаротушения на участке ТО принимается с учетом норм [9]:
пенные огнетушители вместимостью 10 л (ОВП-10) – 2 шт.;
порошковые огнетушители ОП-1 – 2 шт.;
ящик с песком вместимостью 0,5 м3 и лопатой – 2 шт.;
войлок, асбестовое полотно или кошма 2х2 м – 2 шт.
Один раз в 10 дней необходимо производить внешний осмотр и очистку от загрязнения огнетушителей. На ящики с песком необходимо нанести надпись: «Песок на случай пожара!»
На участке разработан план эвакуации при пожаре, в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации (п. 3.14 ГОСТ Р 12.2.143-2002).
На плане эвакуации условными обозначениями указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, места расположения противопожарного оборудования, аварийных телефонов связи, средств первой медицинской помощи и дополнительных средств спасения.
Сплошными зелеными стрелками показаны основные рекомендуемые пути эвакуации а пунктирными стрелками резервные пути эвакуации.
Взрыво и пожаро безопасность участка обеспечивается организационно-техническими мероприятиями и мерами противопожарной защиты.
Помещение участка имеет несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом огнестойкости 0.75-1 час.
Охранно-пожарная сигнализация в агрегатном участке осуществляется при помощи телефонной связи и электрической пожарной сигнализации (ЭПС) автоматического действия.
В качестве тепловых извещателей максимального действия применена датчик ТПТ-3, срабатывающий при достижении температуры окружающего их воздуха выше критически заданной, например 60, 80 или 200 град. С.
6.4 Организация защиты окружающей среды
Основным источником загрязнения воздушного бассейна при эксплуатации автомобильного транспорта являются двигатели внутреннего сгорания, которые загрязняют атмосферу вредными веществами, выбрасываемыми с отработанными газами, картерными газами и топливными испарениями.
Загрязнение сточных вод происходит в основном при мойке автомобилей, узлов, агрегатов и деталей при их ремонте, зарядке аккумуляторных батарей, восстановлении хромированных и никелированных покрытий, ремонте системы охлаждения, механической обработке металлов и других материалов.
К наиболее типичным видам загрязнений сточных вод относятся нефтепродукты, кислоты, щёлочи, смазочно-охлаждающие жидкости, антифриз, гальванические и грязевые сбросы, частицы металлов.
Загрязнение почвенного покрова при работе сервисного центра возможно:
1. Мусором, выбросами. В эту группу входят различные по характеру загрязнения смешанного характера, включающие как твёрдые, так и жидкие вещества, не слишком вредные для организма человека, но засоряющие поверхность почвы, затрудняющие рост растений на этой площади.
2. Тяжёлыми металлами. Данный вид загрязнений уже представляет значительную опасность для человека и других живых организмов, так как тяжёлые металлы нередко обладают высокой токсичностью и способностью к кумуляции в организме. Наиболее распространённое автомобильное топливо - бензин - содержит очень ядовитое соединение - тетраэтилсвинец, содержащее тяжёлый металл свинец, который попадает в почву. Из других тяжёлых металлов, соединения которых загрязняют почву, можно назвать Cd (кадмий), Cu (медь), Cr (хром), Ni (никель), Co (кобальт), Hg (ртуть), As (мышьяк), Mn (марганец).
Для очистки воздуха от лакокрасочных аэрозолей и неприятно пахнущих веществ предусмотрена местная вентиляция с необходимым набором фильтров. Для очистки воздуха от пыли установлена в полу осадительная пылевая камера, которая как и фильтра периодически очищается. Удаляемый воздух выбрасывается в атмосферу на уровне 1 метра от высшей точки здания с содержанием пыли не превышающей нормы.
Сточные воды СТО разделяют на хозяйственно-бытовые, ливневые, производственные, а также воды от мойки автомобилей.
Хозяйственно-бытовые стоки направляются в городскую канализацию и там проходят утилизацию на специальных предприятиях.
Для очистки ливнестоков необходимо предусмотреть очистные сооружения, состоящие из грязеотстойников, фильтров и бензомаслоуловителей, а также механизированного устройства для удаления нефтепродуктов и осадка.
Загрязненные промышленные стоки, кроме механической очистки, подвергаются флотации, нейтрализации и химической очистке.
Для очистки производственных сточных вод от нефтепродуктов и взвешенных веществ, предусмотрим очистную установку «Кристалл», позволяющую многократно использовать очищенную воду для технических нужд СЦ.
Нефтяные отходы подвергаются регенерации, шламы отправляют на переработку.
На территории СЦ следует предусмотреть площадки и мусорные баки для складирования и дальнейшей утилизации производственных отходов.
В том случае, если содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны превышает предельно допустимую концентрацию, необходимо принятие специальных мер предупреждения отравления. К ним относятся ограничения использования токсичных веществ в производственных процессах, герметизация оборудования и коммуникаций, автоматический контроль воздушной среды, применение естественной и искусственной вентиляции, специальной защитной одежды и обуви, нейтрализующих мазей и других средств защиты.
Заключение
В соответствии с заданием на дипломное проектирование рассмотрен комплекс вопросов, включающих в себя технико-экономическое обоснование проектирования и расчета СТО с разработкой зоны ТР.
В результате проделанной работы достигнуты следующие результаты:
- Проведен анализ состояния технического и технологического обеспечения СТО.
- Проведенные расчеты позволили определить необходимые данные для проектирования СТО для обеспечения потребностей Кировского района г. Екатеринбурга. В целом расчетные показатели станции технического обслуживания автомобилей близки к эталонным значениям.
- Проанализированы технология ТО и ТР автомобилей, определен перечень работ, которые должны выполняться персоналом.
- Для организации реконструкции участка проведен выбор и обоснование технологического оборудования и оснастки.
- Проведена технологическая планировка расположения оборудования в участке и рассмотрены требования к организации работ на рабочем месте.
- Разработаны предложения по охране труда и санитарной гигиены производства.
- Рассмотрены требования экологической безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобильной техники.
- Проведенный экономический расчет показал, что при использовании предложенного оборудования и оснастки при незначительном удорожании представляемых услуг улучшится качество работ и сократится время на их проведение, что приведет к интенсификации технологического процесса. Срок окупаемости предложенных мероприятий составляет 1,2 года.
Автосервис — активно развивающаяся сфера экономики, инфраструктурный элемент транспортной отрасли, и, следовательно, существует потребность определить и структурировать эффективные методы управления, использование которых позволило бы предприятиям успешно развиваться, обеспечивая потребность автовладельцев в соответствующих услугах и смягчая некоторые негативные последствия автомобилизации.
Дополнительные материалы:
приложена ведомость чертежей на 1листе в Word; приложены 4файла в jpg и 4файла в vsd: 1. Генеральный план, 2. План производственного помещения, 3. Участок ТО и ремонта ходовой части, 4. Технологическая карта демонтажа шаровых опор.
Проект диагностической линии СТО с разработкой универсального съемника и устройства подкачки шин
Код: 01.01.06.02.60Чертежи (в программе Компас и Автокад) 15
Организация зоны ТО и ТР автопарка с разработкой консольно-поворотного крана
Код: 01.01.06.02.58Чертежи (в программе Компас) 10 листов
Проектирование СТО для легковых автмобилей с разработкой шиномонтажного участка
Код: 01.01.06.02.57Чертежи (в программе Компас) 11 листов
Совершенствование процесса антикоррозионной защиты кузовов с разработкой установки для раздачи консервационных материалов и антикоррозионных покрытий
Код: 01.01.06.02.49Чертежи (в программе Компас) 7 листов
Реконструкция малярного участка АТП с разработкой окрасочного стола
Код: 01.01.06.02.48Чертежи (в программе Компас) 7 листов
Реконструкция агрегатного цеха по ремонту амортизаторов передней подвески
Код: 01.01.06.02.47Чертежи (в программе Компас) 6 листов