Пояснительная записка (в программе Word): 126 страниц, 17 рис., 38 таблиц, 14 литературных источников
Дополнительные материалы: задание к дипломному проекту на 3 листах, реферат на 1 листе
Чертежи (в программе ): Компас 3D v, 9 листов
ВУЗ: ГрГУ им. Я.Купалы
Спецификация - 5 листов
Описание
В дипломном проекте разработано комплексное автотранспортное предприятие на 250 автобусов с зоной текущего ремонта и кузнечно-рессорным участком.
Сделано технико-экономическое обоснование исходных данных на проектирование.
Приведена техническая характеристика и область применения заданного ПС. В качестве исходных данных на проектирование приняты три марки автобусов: МАЗ-105, МАЗ-107 и МАЗ-256.
Выполнен технологический расчет автотранспортного предприятия.
Проведено корректирование нормативов периодичности технического обслуживания (ТО) и трудоемкости ТО, текущего ремонта (ТР).
Рассчитана производственная программа по техническому обслуживанию по цикловому методу. Определен годовой объем работ по ТО и ТР, равный 146689 чел×ч, и вспомогательных работ – 38139 чел×ч.
Выполнено определение численности работающих с распределением их по производственным подразделениям. Численность персонала на АТП составляет 475 чел.
Приведен расчет количества постов и поточных линий:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Ежедневное обслуживание |
12 |
2 |
Диагностика |
1 |
3 |
Техническое обслуживание |
6 |
4 |
Текущий ремонт |
9 |
Сделан расчет постов ожидания перед ТО, ТР и диагностированием в количестве 7 шт, постов контрольно-пропускного пункта - 1.
Произведен расчет площадей помещений.
Площадь зон равна 9765 м2, участков – 373 м2. Общая производственная складская площадь составляет 10743 м2, хранения автомобилей 13617 м2, бытовых и административных помещений 1710 м2.
Описана организация и управление производством технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава на предприятии.
Состав ИТС представлен тремя взаимосвязанными подсистемами производства: основным, вспомогательным и обслуживающим. Организационная структура технической службы включает производственно-технический отдел (ПТО), отдел главного механика (ОГМ), отдел материально-технического снабжения (ОМТС), отдел технического контроля (ОТК).
Выполнено проектирование производственного корпуса.
Высота помещений составляет 6,0 м. Расположение постов ТО-1, ТО-2 и диагностирования выполнено в отдельном помещении, изолированном от зоны ТР. Посты ТО и Д спроектированы проездными для удобства маневрирования автомобилей. Посты ТР расставлены по косоугольной схеме. Размещение аккумуляторного участка выполнено в четырех помещениях: для ремонта аккумуляторных батарей, для их зарядки, для зарядного оборудования, для хранения кислоты и приготовления электролита. В зоне ТР организован шиномонтажно-вулканизационный участок, ремонта приборов системы питания, слесарно-механический, кузнечно-рессорный, обойный, склад материалов и инструментально-раздаточная кладовая, агрегатный участок смежно со складом двигателей, агрегатов и узлов. Аккумуляторный и электротехнический участки, склад смазочных материалов с насосной расположены в зоне ТО. Все посты оснащены специализированным оборудованием для выполнения технологических операций.
Спроектирован генеральный план АТП с определением площади участка, равной 5,4 га, застройки - 1,94 га. Площадь озеленения составляет 18%.
Сделано проектирование производственных подразделений.
Разработано компоновочное решение зоны ТР.
Зона ТР предназначена для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нельзя устранить путем регулировочных работ с целью восстановления их параметров и работоспособности. Работы могут выполняться на постах или специализированных участках. Все посты зоны ТР имеют необходимое оборудование, универсальные подкатные 6-ти стоечные подъемники грузоподъемностью 45 тонн, приспособления и инструменты. К постовым работам относятся операции по разборке-сборке, которые выполняются непосредственно на автомобиле, регулировка, крепежные работы, по устранению неисправностей тормозной и других систем, незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их разборки и демонтажа. Численность работающих в зоне ТО составляет 11 человек по 8 часов в две смены.
На АТП принят индивидуальный метод ремонта агрегатов, при котором агрегаты не обезличиваются. Снятые с автомобиля неисправные агрегаты (узлы) после восстановления ставятся на тот же автобус. Организация производства в зоне ТР основана на методе универсальных постов, при котором предусматривается выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации.
Выполнена разработка компоновочного решения кузнечно-рессорного участка с подбором технологического оборудования: кузнечный горн, ковочный молот, стенд для сборки, разборки рессор и рихтовки рессорных листов, двурогая наковальня, обдирочно-шлифовальный станок и прочее.
Приведены требования охраны труда и техники безопасности в разрабатываемых производственных подразделениях.
Сделана технико-экономическая оценка проекта автотранспортного предприятия. Рассчитаны удельные эталонные технико-экономические показатели АТП и показатели для проектируемого АТП: численность производственных рабочих, количество рабочих постов, площади зон и участков. По результатам установлено, что показатели для проектируемого АТП не превышают эталонных.
Произведена разработка и выполнено описание технологического процесса крепежных, регулировочных и контрольных работ ТО-2 по колесам и шинам автобуса МАЗ-105. Составлена технологическая карта:
- Автобус устанавливается на пост
- Устанавливаются страховочные подставки под опорные площадки кузова. Передняя ось автобуса приподнимается
- Отворачиваются гайки крепления передних колес, колеса снимаются и устанавливаются на тележку
- Снимается левый и правый тормозной барабан передней оси
- Снимается левая и правая ступица передней оси
- Проводится очистка правой и левой цапфы поворотного кулака, суппорт, проверяется их состояние и крепление. Старая смазка удаляется
- Проверяется состояние тормозного барабана, фрикционных накладок, пружин, осей колодок, разжимного кулака правого и левого переднего тормоза
- Закладывается смазка во внутреннюю полость между подшипниками ступицы и смазываются подшипники
- Устанавливается правый и левый тормозной барабан передней оси и закрепляется
- Производится установка левого и правого колеса и заворачиваются гайки крепления
- Проверяется состояние шин
- Выполняется регулировка подшипников ступиц колес передней оси
Сделан расчет показателей механизации работ. Уровень механизации составляет 13,8 %, степень – 26 %.
Выполнена разработка комплекта узлов технологического оборудования.
Посредством передвижного подъемника выполняется подъем автомобилей и автобусов в процессе выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту. Его конструкция включает в состав шесть стоек с электромеханическим приводом на каждой, кареткой с упором, грузовым винтом, рабочей и страхующей гайкой, конечными выключателями верхнего и нижнего положения кареток. Аппаратный шкаф установлен на первой стойке. На остальных расположены посты управления.
Приведен расчет силовых механизмов и приводов разрабатываемого узла.
Определен номинальный вес поднимаемого груза - 274400 Н. Максимальная расчетная сила составляет - 301840 Н. Рассчитана требуемая мощность электродвигателя - 1437 Вт. Принят электродвигатель 4АМ100L6У3 и червячный редуктор для привода Чг-100-16-51-1 с передаточным числом 16.
Сделан расчет наиболее нагруженных элементов конструкции на прочность.
Составлены правила эксплуатации, техническое обслуживание и техника безопасности при работе на данном оборудовании.
Разработаны мероприятия по охране труда и окружающей среде.
Сделаны вычисления технико-экономических показателей кузнечно-рессорного участка с определением экономического эффекта за период, равный среднему сроку службы основных фондов – 81401117 руб. Чистая прибыль составляет 10118281 руб, рентабельность 5,1 %, срок окупаемости 20 лет.
В работе спроектировано комплексное АТП на 250 автобусов с разработкой зоны текущего ремонта и кузнечно-рессорного участка со всем необходимым технологических оборудованием.