Пояснительная записка (в программе Word): 86 страниц, 19 рис., 5 таблиц, 14 литературных источников
Дополнительные материалы: нет
Чертежи (в программе ): Компас 3D v и AvtoCAD, 10 листов
ВУЗ: нет
Спецификация - 4 листа (и на чертежах)
Описание
Ваш текст...
В проекте разработана конструкция заднего моста для самоходного скрепера ДЗ-13 и выполнен расчет конструкции мотор-колеса.
Приведены основные сведения
о самоходных скреперах и тенденции их развития.
Дано определение, назначение, основные параметры самоходных скреперов.
Самоходный скрепер представляет собой самоходную колесную машину, оснащенную открытым ковшом с режущей кромкой, который расположен между передними и задними колесами. Посредством машины выполняется резание, набор, транспортировка, выгрузка и распределение материала при движении ее вперед.
Описано общее устройство.
Самоходный скрепер является двухосной пневмоколесной машиной. В ее состав включен одноосный тягач и полуприцепное одноосное скреперное оборудование. Они соединены между собой посредством универсального седельно-сцепного устройства. На тягаче расположены два гидроцилиндра, обеспечивающие его поворот относительно рабочего органа в плане. За счет седельно-сцепного устройства обеспечивается возможность относительного поворота тягача и скрепера по вертикали и горизонтали. Толкание скрепера бульдозером-толкачом в процессе набора грунта выполняется буферным устройством. Ковш является основным узлом. Он имеет боковые стенки и днище, опирается на колеса. Задняя стенка выдвижная – для принудительной разгрузки. В передней части имеется заслонка, которая поднимается при наборе и выгрузке материала. Соединение ковша с тяговой рамой П-образной формы выполнено с помощью двух шарниров. За счет гидравлической системы обеспечивается подъем и опускание ковша.
Рабочий процесс машины предполагает выполнение следующих операций по: резанию грунта и наполнению ковша, транспортированию грунта в ковше к месту укладки, выгрузке и укладке грунта, обратному (холостому) ходу машины в забой.
В состав рабочего оборудования скреперов включена передняя ось, тяговая рама, ковш с заслонкой и задней стенкой в сборе, колеса и гидросистема.
- Сделан обзор существующих моделей самоходных скреперов.
- Рассмотрены модели: ДЗ-11П с гидравлическим приводом и принудительной разгрузкой, ДЗ-13, ДЗ-115, ДЗ-67.
- Выполнено описание технологии выполнения земляных работ.
- Составлен расчет и проведена модернизация скрепера ДЗ-13.
- Приведено описание и техническая характеристика машины.
Посредством скрепера ДЗ-13 с гидравлическим приводом и принудительной разгрузкой выполняется послойная разработка грунтов в процессе планировочных работ среднего объема. В качестве базовой машины служит колесный одноосный тягач БелАЗ-531, который снабжен вертикально разнесенным седельно-сцепным опорным устройством. Конструкция машины включает ковш с заслонкой, задней стенкой и буфером, тяговое дышло, соединяющее ковш с седельно-сцепным устройством тягача, гидросистему привода ковша, заслонки и задней стенки, пневмосистему привода тормозов и электросистемы для управления рабочими органами и световой сигнализации. В ковше имеются две боковые стенки, которые усилены гнутыми профилями, днище с подножевой плитой, оснащенной ножами. На боковых стенках выполнено закрепление боковых ножей. Полукруглая заслонка обеспечивает перекрытие полости ковша. Ее подъем осуществляется с помощью двух гидроцилиндров двойного действия. Жесткая задняя стенка является щитом. Заполнение ковша осуществляется при поднятой заслонке с опущенным ковшом. Его разгрузка выполняется принудительно – при выдвижении задней стенки при поднятой заслонке. На скрепере выполнена установка унифицированных колес на тягаче и полуприцепном агрегате. В машине предусмотрено электрогидравлическое управление рабочими органами и световая сигнализация, которая работает от электрооборудования тягача. Гидросистема управления рабочими органами включает в состав масляный бак, два фильтра, три шестеренных гидронасоса типа НШ-98, переливной золотник, три гидрораспределителя, два гидроцилиндра подъема и опускания ковша, два гидроцилиндра управления заслонкой ковша, два гидроцилиндра управления задней стенкой ковша, предохранительный клапан, рукава и трубопроводы гидросистемы. Управление рабочими органами происходит из кабины машиниста посредством рычагов управления.
Выполнен тяговый расчет с определением полного сопротивления движению скрепера при загрузке - 463,2 кН, и тягового усилия базовой машины – 477 кН.
Описаны мероприятия по улучшению тягово-сцепных характеристик скрепера ДЗ-13.
Для использования скрепера без толкача в проекте предлагается усовершенствовать задний мост, сделав его колеса активными, т.е. установить на заднем мосте скрепера мотор-колеса.
В конструкции мотор-колеса содержится пластинчатая гидромашина. Ее ротор с пластинами соединен со ступицей. Внутри ротора расположен профилированный статор, который соединен с осью колеса. Их соединение выполнено в виде многогранника с плоскими гранями, по углам которого выполнена установка зубьев. На плоских гранях вокруг маслоканалов предусмотрены кольцевые канавки с размещенными в них уплотнительными кольцами. Ось колеса оснащена многодисковым фрикционным стояночным тормозом с тарельчатыми пружинами и с растормаживающим силовым кольцевым гидроцилиндром, который расположен в теле оси колеса. Крепление мотор-колеса к раме машины выполнено посредством фланца оси колеса. Монтаж колеса выполнен на фланце ступицы. На оси колеса имеются каналы подвода и отвода рабочей среды. Принцип работы. Выполняется подача среды управления с силовой кольцевой гидроцилиндр, воздействующий на тарельчатые пружины. При этом происходит растормаживание ступицы по отношению к колесу. За счет силы давления рабочей среды выполняется вращение ротора пластинчатой гидромашины и соединенной с ним ступицы вокруг профилированного статора и оси колеса. Посредством зубьев передается крутящий момент.
Произведен расчет мотор-колеса заднего моста с определением параметров:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Величина рабочего объема пластинчатого гидромотора |
0,0065 м3 |
2 |
Значение крутящего момента на валу |
9,53 кН×м |
3 |
Показатель расхода рабочей жидкости |
8,7 л/с |
4 |
Вращение вала выполняется с частотой |
75,8 мин-1 |
Выполнен расчет механизма подъема заслонки с определением максимального усилия, развиваемого цилиндром при гидравлическом управлении, равного 55,6 кН., диаметра поршня – 115 мм и штока 70 мм.
В ходе расчета механизма принудительной разгрузки ковша вычислена сила, необходимая для выталкивания грунта – 75 кН.
Составлен раздел "Техническое обслуживание и ремонт". Определена периодичность, трудоемкость, продолжительность технического обслуживания и ремонта скрепера ДЗ-13, перечень, состав и технология работ ТО, технология и организация ремонта дорожных и строительных машин, ТР ходовой части, подвески и шины.
Разработаны мероприятия по безопасности и экологичности проекта.
Выполнено определение показателей экономической эффективности от внедрения новой техники. Рассчитаны годовой экономический эффект, равный 258,3 тыс.тг, и срок окупаемости 0,66 лет.
В проекте выполнена модернизация самоходного скрепера ДЗ-13 путем усовершенствования заднего моста за счет установки на нем мотор-колеса.