Пояснительная записка (в программе Word) 92 с., 4 рис., 21 табл., 15 источника
Чертежи (в программе Компас и Автокад) 27 листов плакатов и чертежей
ВУЗ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Спецификация 6 листов
Содержание
Введение
1 Краткая характеристика природно-экономическая ОАО «Солнечный» района Изобильненского
1.1 Сведения общие
1.2 Условия природные хозяйства
1.3 Организация хранения ТСМ и заправка техники
1.4 Характеристика парка автомобильного хозяйства
1.5 Показатели работы технико-эксплуатационные автопарка грузового
2 Анализ системы обслуживания технического автомобилей
3 Планирование обслуживания технического автомобилей
3.1 Аргументация организации обслуживания технического автомобилей грузовых в ОАО «Солнечный»
3.2 Составление плана-графика на год ТО автомобилей с использованием средств диагностики
3.3 Определение трудоемкости обслуживания технического и ремонта текущего автомобилей грузовых
3.4 Подбор и расчет нужного числа средств для обслуживания технического и диагностики автомобилей
3.5 Расчет нужного числа рабочих для проведения обслуживания технического автомобилей с использованием средств диагностики
3.6 Разработка карты технологической на выполнение одного из видов ТО для диагностики
3.7 Разработка предложений по хранению автомобилей в ОАО «Солнечный»
3.8 Коэффициент готовности технической автопарка
4 Расчет площадей производственных пункта обслуживания технического
4.1 Расчет площади производственной поста ТО-1
4.2 Расчет площади производственной поста ТО-2
4.3 Выбор и аргументация оборудования рабочего для пункта обслуживания технического и диагностики
4.4 Разработка пункта диагностики состояния технического автомобилей грузовых
4.5 Расчет нужного числа рабочих-диагностов пункта обслуживания технического
4.6 Расчет площади производственной пункта ТО и диагностики
5 Разработка конструкторская. Устройство для диагностики барабанов тормозных
5.1 Описание и принцип работы устройства
5.2 Расчет узлов основных и деталей устройства
5.3 Оценка технико-экономическая конструкции разрабатываемой
5.4 Инструкция по охране труда, по правилам пользования устройства для диагностики барабанов тормозных
6 Безопасность жизнедеятельности на производстве
6.1 Освещение искусственное
6.2 Отопление пункта обслуживания технического
6.3 Вентиляция пункта обслуживания технического автомобилей
6.4 Охрана труда и безопасность противопожарная
7 Эффективность экономическая разработки проекта
Выводы и предложения
Список библиографический
Состав чертежей
- Плакат показателей эффективности использования автопарка А1
- Плакат показателей разработки технико-экономических А1
- Чертеж сборочный тормозного барабана А1
- План-график ТО автомобилей грузовых А1
- Плакат карты организационно-технологической выполнения ТО-2 автомобиля ГАЗ-53А А1
- План пункта обслуживания технического автомобилей грузовых А1
- Чертеж детали клин А4
- Деталь винт А4
- Деталировка - вилка длинная А4
- Рабочий чертеж поршня А4
- Крышка А4
- Корпус 2хА4
- Чертеж сборочный механизма пневматического А3
- Направляющая А4
- Чертеж вала А4
- Фланец 2хА4
- Ось А4
- Распорка А4
- Фиксирующее устройство в сборе А3
- Чертеж детали плита А3
- Рабочий чертеж втулки А4
- Регулировочный винт А4
- Стакан А4
- Стойка А4
- Чертеж сборочный устройства установочного А4
Описание
В дипломной работе выполнено обслуживание техническое автомобилей грузовых в ОАО «Солнечный».
В первом разделе пояснительной записки дана краткая характеристика природно-экономическая ОАО «Солнечный» района Изобильненского. Описаны сведения общие и условия природные хозяйства. Рассмотрена организация хранения ТСМ и заправка техники. Дана характеристика парка автомобильного хозяйства. Представлены показатели работы технико-эксплуатационные автопарка грузового.
Во втором разделе сделан анализ системы обслуживания технического автомобилей. Приведено оборудование и приспособления, которые используются для проведения ТО и ремонта автомобилей. Описана периодичность проведения ремонтов и ТО автомобилей. Составлены затраты на ремонт и ТО за три года.
В разделе планирование обслуживания технического автомобилей дана аргументация организации обслуживания технического автомобилей грузовых в ОАО «Солнечный». Составлен план-графика на год ТО автомобилей с использованием средств диагностики. Определена трудоемкость обслуживания технического и ремонта текущего автомобилей грузовых. Осуществлен подбор и расчет нужного числа средств для обслуживания технического и диагностики автомобилей. Проведен расчет нужного числа рабочих для проведения обслуживания технического автомобилей с использованием средств диагностики. Разработана карта технологическая на выполнение одного из видов ТО для диагностики. Разработаны предложения по хранению автомобилей в ОАО «Солнечный». Рассчитан коэффициент готовности технической автопарка.
В четвертом разделе осуществлен расчет площадей производственных пункта обслуживания технического. Выполнен подбор и дана аргументация оборудования рабочего для пункта обслуживания технического и диагностики. Разработан пункт диагностики состояния технического автомобилей грузовых. Произведен расчет нужного числа рабочих-диагностов пункта обслуживания технического.
В пятом разделе представлена разработка конструкторская, а именно устройство для диагностики барабанов тормозных. Дано описание и принцип работы устройства. Совершен расчет узлов основных и деталей устройства. Дана оценка технико-экономическая конструкции разрабатываемой. Приведена инструкция по охране труда, по правилам пользования устройства для диагностики барабанов тормозных.
В разделе безопасность жизнедеятельности на производстве рассчитано: освещение искусственное, отопление пункта обслуживания технического, вентиляция пункта обслуживания технического автомобилей. Описана охрана труда и безопасность противопожарная.
В седьмом разделе определена эффективность экономическая разработки проекта.
В части графической дипломного проекта представлены следующие чертежи: показателей эффективности использования автопарка, показателей разработки технико-экономических, тормозного барабана, плана-графика ТО автомобилей грузовых, карты организационно-технологической выполнения ТО-2 автомобиля ГАЗ-53А, план-разреза пункта обслуживания технического автомобилей грузовых, механизма пневматического, устройства фиксирующего, устройства установочного.
Обзор из дипломной работы:
Анализ системы обслуживания технического автомобилей
Техническое обслуживание грузовых автомобилей в ОАО «Солнечный» плановый характер практически не носит. Однако, через каждые 3000 км пробега автомобиля стараются проводить ТО-1, а ТО-2 – через каждые 12000 км пробега. Из-за отсутствия средств диагностирования, проводимые номера технических обслуживаний не носит предупредительный характер.
Настоящая экономическая ситуация наложила свои негативные отпечатки на работу автомобильного транспорта хозяйства. Постоянное повышение цен на топливо-смазочные материалы увеличивает количество простоев исправных автомобилей. Дороговизна запасных частей и отсутствие стабильных доходов у хозяйства не позволяют закупать запасные части в необходимых количествах. Поэтому инженерная служба хозяйства пытается решить задачу продления срока службы агрегатов и деталей грузовых автомобилей.
Выше названные недостатки при проведении технического обслуживания автомобилей в хозяйстве ставят его на низкий уровень. К таким работам можно отнести: смазку узлов и агрегатов, устранение подтеканий масла, замену или промывку фильтрующих элементов, замену масла в системе смазки двигателя и узлах трансмиссии, проверку состояния аккумуляторных батарей и работы электрооборудования автомобилей и т. п.
Такое проведение ТО не обеспечивает требуемого технического состояния и эксплуатационную надежность автомобилей. При этом повышаются затраты на ТО и ремонт, а также необоснованно растет загрузка на производственную базу и обслуживающий персонал.
Техническое обслуживание автомобильного парка производит бригада по ремонту и ТО автомобилей в составе: мастера-наладчика, слесарей и водителя. При необходимости регулировки сложных узлов и агрегатов, к проведению ТО привлекаются мастера-наладчики из цеха по ремонту этих агрегатов.
Используемое оборудование и приспособления при техническом обслуживании автомобилей представлены в таблице 2.1.
Анализ приспособлений и оборудования для ТО автомобилей показывает, что отсутствие необходимых приборов и оборудования, а также стендов для обкатки и испытания крупных узлов машин в целом значительно снижает качество ТО. Отсутствие вышеперечисленной техники также снижает надежность автомобильного парка.
В результате низкого качества проводимых работ возникает частая потребность в ремонте автомобилей. Неоправданно возрастает объем ремонтных работ, увеличивается расход запасных частей, что приводит к постоянной перегруженности рабочих и ремонтной базы. В результате увеличиваются финансовые затраты на себестоимость пробега единицы выполняемых автотранспортных работ.
Низкое качество работ по техническому обслуживанию свидетельствует о недостатках в организации технического обслуживания и показывает, что хозяйство должно улучшить организацию проведения ТО с целью повышения эксплуатационных качеств автомобилей.
Для использования этих резервов необходимо повышать квалификацию слесарей-ремонтников, совершенствовать организацию и материальное стимулирование труда.
В хозяйстве применяется способ планирования времени постановки автомобилей на ТО-1 и ТО-2 по фактическому пробегу. Однако в последнее время фактический пробег автомобильного хозяйства значительно повысился. Так, отклонение фактической периодичности работ от нормативной базы составляет 1,5 раза в сторону увеличения.
Кроме того, периодичность ТО-1 и ТО-2 ухудшается с ухудшением дорожных условий эксплуатации, а также при повышении средних нагрузочных режимов работы агрегатов (при работе в составе автопоездов) для самосвального подвижного состава.
Периодичность проведения ТО и ремонта автомобилей в ОАО «Солнечный» представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.1 – Оборудование и приспособления, используемые для проведения ТО и ремонта автомобилей
Наименование оборудования и приспособлений |
Марка |
Количество, шт. |
1 |
2 |
3 |
Токарно-винторезные станки |
1А616 1К62 |
2 2 |
Вертикально-сверлильные станки |
2118А 12А |
1 2 |
Гидравлический пресс 100КН |
17-60221 |
1 |
Кузнечный горн |
8021 |
1 |
Кузнечная двух роговая наковальня |
ГОСТ 11358-65 |
1 |
Кузнечный вентилятор |
№4 |
1 |
Компрессор |
0386 |
2 |
Пост смазки |
УХЛ-4 |
1 |
Стенд для проверки и регулировки ТНВД |
КИ-15711 |
1 |
Прибор для проверки и испытания форсунок |
КИ-562Л |
2 |
Выпрямитель |
КИ-13917 |
4 |
Плотномер |
КИ-15714 |
2 |
От периодичности технического обслуживания напрямую зависят материальные и трудовые затраты на выполнение профилактических воздействий. Уменьшение затрат обеспечено увеличением периодичности ТО, так как ремонтные работы обходятся хозяйству в 2…3 раза дороже, чем техническое обслуживание (большая трудоемкость, использование запасных частей, применение сложного оборудования). Трудовые затраты на ТО также зависят от надежности автомобилей и качества ее эксплуатации. Для обеспечения надежности работы автомобилей в хозяйстве необходимо установить суммарную нормативную трудоемкость ТО-1 и ТО-2 в пересчете на каждую 1000 км пробега.
Таблица 2.2 – Периодичность проведения ремонтов и ТО автомобилей
Показатели |
Марки автомобилей |
||
ГАЗ |
ЗИЛ |
КамАЗ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Проведено капитальных ремонтов: - фактически; - по плану. |
5 8 |
2 5 |
4 7 |
Проведено текущих ремонтов: - фактически; - по плану. |
16 24 |
3 6 |
7 14 |
Проведено технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2 |
156 |
124 |
124 |
Средняя фактическая периодичность технического обслуживания ТО-2 |
13400 |
12760 |
13740 |
Нормативная периодичность ТО-2 |
12000 |
12000 |
12000 |
С повышением надежности автомобилей увеличивается периодичность ТО и снижается удельная трудоемкость работ. Затраты на ремонт и ТО автомобилей представлены в таблице 2.3.
Анализ таблицы 2.3 показывает, что общие затраты велики, однако затраты на техническое обслуживание автомобилей значительно меньше, чем затраты на ремонт. Следовательно, хозяйству необходимо вложить больше средств в ТО и ремонт, создать специализированный пост ТО и благоприятные условия труда.
Снижение трудоемкости затрат на ТО и ремонт возможно уменьшением количества аварийных отказов и сокращением простоев автомобилей в неисправном состоянии. Для снижения простоев в хозяйстве необходимо создать диагностическую службу, которая позволит выявлять неисправности агрегатов и узлов автомобилей и способы их устранения, не подвергая агрегаты разборке.
Таблица 2.3 – Затраты на ремонт и ТО автомобилей в ОАО «Солнечный»
Затраты на ремонт и ТО, руб. |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
1. На капитальный ремонт |
332000 |
343000 |
458230 |
2. На текущий ремонт |
201202 |
207240 |
320870 |
3. На техническое обслуживание |
374800 |
380200 |
407000 |
Итого затрат |
908002 |
930440 |
1186100 |
Новые и капитально отремонтированные машины вводятся в эксплуатацию после их приемки в установленном порядке. При приемке автомобилей проверяется комплектность и работоспособность, наличие инструментов и запасных частей.
Машины, находящиеся на балансе предприятия, имеют инвентарный номер. Ведется учет наработки машин, неисправностей при эксплуатации, технических обслуживаний и ремонтов. За правильность ведения отчетности в хозяйстве отвечают главный инженер и главный бухгалтер.
Хранение автомобилей осуществляется на машинном дворе хозяйства. На территории машинного двора расположены гаражи, навесы и площадки с твердым покрытием для хранения и стоянки автомобилей. Рядом расположен склад для хранения запасных частей, агрегатов, снимаемых с машин, противопожарное оборудование и инвентарь, площадка для очистки и наружной мойки автомобилей.
Машинный двор обеспечен электроэнергией и водой. По периметру имеется бетонный забор.
Снабжение ТСМ автомобильного парка осуществляется из районных нефтебаз. Хранят топливо на заправочной станции, построенной по типовому проекту ТП-719-ПС. Масла и смазки хранят на посту смазки: масла в герметично закрытых подземных емкостях, из которых масло подается непосредственно в раздаточные колонки; пластические смазки хранят в бочках.
Поскольку автотранспорт хозяйства имеет разнотипный автомобильный парк и небольшое количество автомобилей каждого типа, то необходимо проводить техническое обслуживание на универсальных постах.
Для этого в хозяйстве необходимо создать универсальный пост ТО, где будут выполняться все работы по каждому автомобилю. Он должен быть оборудован канавами, подъемниками или эстакадами. На ТО должна быть внедрена рациональная организация труда, определено плановое число и трудоемкость ТО-1 и ТО-2, а также требуемое число рабочих для выполнения ТО.
Недостатком в организации технического обслуживания в хозяйстве является низкое качество выполнения работ. При правильной организации труда можно значительно сократить расход топлива. Поэтому качественное и своевременное выполнение ТО позволяет значительно улучшить техническое состояние автомобилей, повысить их срок службы, снизить затраты на эксплуатацию автомобилей и повысить безопасность движения.
3.2 Составление плана-графика на год ТО автомобилей с использованием средств диагностики
Эффективность ТО автомобилей зависит как от качества, так и от своевременного проведения работ. Для этого необходимо составить план-график ТО автомобилей.
Для разработки плана-графика ТО автомобилей необходимы следующие исходные данные:
- периодичность видов обслуживания;
- пробег автомобилей с начала эксплуатации;
- последний вид ТО;
- пробег автомобилей на планируемый год.
Согласно “Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автотранспорта” и с учетом особенностей эксплуатации автомобилей в хозяйстве принимаем следующую периодичность ТО грузовых автомобилей [12]:
ЕТО – один раз в сутки после работы на линии;
ТО-1 – через 2500……4000км;
ТО-2 – через 10000…..16000км;
СО – сезонное ТО, проводится два раза в год при подготовке автомобиля к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Пробег автомобилей с начала периода их эксплуатации и последний вид ТО ведется в хозяйстве на специальных карточках.
Планируемый пробег автомобилей определяем как среднее значение пробега автомобилей за последние три года.
Для грузовых автомобилей работающих самостоятельно пробег будет равен:
где – среднесуточный пробег автомобиля на планируемый период, км;
– средний пробег автомобиля за этот период в предшествующие годы, км;
– количество лет, за которые определяется средний пробег.
Для автомобилей работающих в составе бригады средней пробег одного автомобиля определяется по формуле:
где – средний пробег одного автомобиля работающего в бригаде, км;
– пробег всех автомобилей бригады за определенный период, км;
– количество автомобилей в бригаде, шт.;
– количество периодов.
Пример: Расчет пробега автомобилей ГАЗ-53А работающих бригадой в составе 9 автомобилей в июне месяце:
Принимаем пробег равный 3000 км.
После определения всех показателей строим план график ТО грузовых автомобилей ОАО «Солнечный» на листе формата А1 [2, 8].
В первой графе плана-графика ТО указываем марку автомобиля, во второй графе – периодичность проведения ТО автомобилей, в третьей графе – гаражный номер автомобиля, в четвертой графе – пробег автомобиля с начало эксплуатации, в пятой графе – пробег после последнего ТО-2.
Пробег после последнего ТО-2 необходим для определения времени и вида следующего ТО. В остальных графах указываем побег автомобилей в каждом месяце и вид ТО.
После проставления пробега в каждом месяце определяем суммарный пробег после ТО-2 и через заданный вид технического обслуживания.
Затем подсчитываем количество технических обслуживаний по видам ТО в каждом месяце и за год для каждого автомобиля. После этого считаем количество ТО по маркам автомобилей и заносим в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 – Количество ТО-1 и ТО-2 по маркам автомобилей по
месяцам и за 2004 год в целом
Марка автомобиля |
ГАЗ-САЗ-3307 |
ГАЗ-53А |
ЗИЛ-130 |
ЗИЛ-ММЗ- 555 |
КамАЗ-5320 |
КамАЗ-5410 |
КамАЗ-5311 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Январь |
ТО-1 |
18 |
7 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
ТО-2 |
1 |
7 |
- |
1 |
- |
- |
- |
|
Февраль |
ТО-1 |
2 |
16 |
- |
3 |
4 |
5 |
5 |
ТО-2 |
- |
9 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
|
Март |
ТО-1 |
4 |
21 |
1 |
3 |
6 |
8 |
5 |
ТО-2 |
- |
4 |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
Окончание таблицы 3.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Апрель |
ТО-1 |
6 |
20 |
1 |
5 |
4 |
5 |
3 |
ТО-2 |
2 |
5 |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
|
Май |
ТО-1 |
8 |
14 |
1 |
5 |
4 |
6 |
5 |
ТО-2 |
5 |
7 |
- |
2 |
- |
1 |
- |
|
Июнь |
ТО-1 |
7 |
16 |
- |
4 |
5 |
6 |
5 |
ТО-2 |
1 |
9 |
1 |
2 |
- |
2 |
- |
|
Июль |
ТО-1 |
8 |
18 |
1 |
4 |
10 |
7 |
5 |
ТО-2 |
- |
4 |
- |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
Август |
ТО-1 |
8 |
15 |
1 |
5 |
9 |
12 |
8 |
ТО-2 |
- |
5 |
- |
2 |
1 |
2 |
1 |
|
Сентябрь |
ТО-1 |
9 |
18 |
1 |
3 |
8 |
7 |
8 |
ТО-2 |
2 |
7 |
- |
- |
- |
2 |
- |
|
Октябрь |
ТО-1 |
8 |
16 |
- |
5 |
10 |
9 |
11 |
ТО-2 |
5 |
9 |
1 |
2 |
- |
1 |
- |
|
Ноябрь |
ТО-1 |
7 |
17 |
- |
3 |
5 |
7 |
9 |
ТО-2 |
1 |
4 |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
|
Декабрь |
ТО-1 |
8 |
16 |
1 |
3 |
5 |
8 |
6 |
ТО-2 |
- |
5 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Итого |
ТО-1 |
89 |
108 |
38 |
45 |
46 |
48 |
73 |
ТО-2 |
17 |
45 |
3 |
15 |
8 |
18 |
8 |
3.3 Определение трудоемкости обслуживания технического и ремонта текущего автомобилей грузовых
Для определения трудоемкости ТО необходимо знать трудоемкость и количество данного вида технического обслуживания.
Чтобы определить трудоемкость ТР необходимо знать трудоемкость текущего ремонта на 1000 км пробега автомобиля.
Трудоемкость ТО и ТР грузовых автомобилей автомобильного парка ОАО «Солнечный» представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего
ремонта грузовых автомобилей
Марка автомобилей |
Суммарная трудоемкость ТО и диагностирование, ч. |
Трудоемкость ТР на 1000 км пробега автомобилей, ч. |
||
ЕТО |
ТО-1 |
ТО-2 |
||
ГАЗ-53А ГАЗ-САЗ-3307 ЗИЛ-130 ЗИЛ-ММЗ-555 КамАЗ-5320 КамАЗ-5410 КамАЗ-5311 |
0,6 0,6 0,6 0,7 0,8 0,8 0,8 |
3,0 3,0 3,7 4,3 4,7 4,7 4,7 |
12,5 12,5 14,9 17,0 29,0 20,3 29,0 |
11,7 11,7 11,0 13,0 17,0 17,0 17,0 |
Годовую трудоемкость ТО с диагностированием определяем по формуле [1]: , (3.3)
где – суммарная годовая трудоемкость ТО, ч.
– количество данных видов ТО;
– нормативная трудоемкость данного вида ТО, ч.
К суммарной трудоемкости ТО не относится трудоемкость ЕТО, так как оно выполняется водителем до начала смены вне поста ТО.
Определим суммарно годовую трудоемкость ТО.
Суммарную трудоемкость ТР определяем по формуле:
где – суммарная трудоемкость ТР, ч.
– пробег всех автомобилей данной марки, тыс. км.
– суммарная трудоемкость ТР, ч.
Пробег автомобиля по маркам берем из плана-графика ТО и заносим в таблицу 3.3.
Таблица 3.3 – Суммарный пробег автомобилей
Марка автомобилей |
ГАЗ- САЗ- 3307 |
ГАЗ- 53А |
ЗИЛ -130 |
ЗИЛ- ММЗ-555 |
КамАЗ -5320 |
КамАЗ-5410 |
КамАЗ-5311 |
Суммарный пробег автомобилей, тыс. км |
243,7 |
855,0 |
29,15 |
184,8 |
95,4 |
108,6 |
104,0 |
Суммарная трудоемкость текущего ремонта равна:
Составим таблицу распределения трудоемкости технического обслуживания автомобилей по месяцам.
С помощью таблицы 3.4 можно будем знать загруженность поста ТО грузовых автомобилей, что позволит оперативно управлять работой пункта ТО, планировать отпуска обслуживающего персонала и проведение сезонных обслуживаний грузовых автомобилей.
Для обеспечения нормального функционирования технической службы хозяйства кроме основных производственных работ технического обслуживания и ремонта автомобилей необходимо дополнительно затрачивать труд на подготовку производства (хранение, приемку и выдачу материальных ценностей, перегон автомобилей, транспортировку деталей, узлов и агрегатов внутри хозяйства) на уборку производственных помещений, а также на техническое содержание гаражного оборудования.
Таблица 3.4 - Трудоемкость работ по ТО с диагностированием автомобилей по месяцам года, ч
Марка автомобилей |
ГАЗ-САЗ-3307 |
ГАЗ- 53А |
ЗИЛ-130 |
ЗИЛ-ММЗ -555 |
КамАЗ- 5320 |
КамАЗ- 5410 |
КамАЗ- 5311 |
Итого |
Январь |
34,1 |
141,5 |
3,7 |
25,6 |
4,7 |
14,1 |
4,7 |
223,7 |
Февраль |
25,6 |
160,5 |
14,9 |
46,9 |
26,4 |
54,7 |
26,4 |
329 |
Март |
25,6 |
113 |
3,7 |
29,9 |
21,7 |
54,7 |
21,7 |
248,6 |
Апрель |
42,6 |
122,5 |
3,7 |
21,5 |
26,4 |
50 |
26,4 |
266,7 |
Окончание таблицы 3.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Май |
68,1 |
141,5 |
3,7 |
55,5 |
14,1 |
34,4 |
14,1 |
317,3 |
||
Июнь |
54,1 |
160,5 |
14,9 |
51,2 |
14,1 |
59,4 |
14,1 |
334,2 |
||
Июль |
25,6 |
113 |
3,7 |
34,2 |
38,7 |
29,7 |
38,7 |
244,9 |
||
Август |
25,6 |
122,5 |
3,7 |
55,5 |
26,4 |
64,1 |
54,7 |
297,8 |
||
Сентябрь |
42,6 |
141,5 |
3,7 |
12,9 |
14,1 |
54,7 |
39,1 |
269,5 |
||
Октябрь |
68,1 |
160,5 |
14,9 |
55,5 |
14,1 |
34,4 |
38,7 |
347,5 |
||
Ноябрь |
34,1 |
113 |
- |
29,9 |
17 |
31,2 |
26,4 |
248,7 |
||
Декабрь |
25,6 |
122,5 |
3,7 |
29,9 |
26,4 |
29,1 |
28,6 |
247,2 |
||
Так как объем трудовых работ и материальных затрат на предупредительный ремонт, проводимый при плановом ТО, значительно ниже, чем при ремонте по потребности, следовательно, необходимо уменьшить количество аварийных отказов и сложных ремонтов путем своевременного проведения профилактических работ по результатам диагностирования.
3.4 Подбор и расчет нужного числа средств для обслуживания технического и диагностики автомобилей
Установление необходимого количества средств технического обслуживания и диагностики является важным условием правильной организации обслуживания и ремонта автомобилей, обеспечения своевременного удовлетворения заявок на ТО.
Качество проведения ТО обуславливается выбором средств, с помощью которых можно выполнять все операции по обслуживанию машин в соответствии с нормативно-технической документацией и технологией ТО.
Определим необходимое число стационарных средств ТО по формуле:
где - число стационарных средств ТО, шт.;
- коэффициент, учитывающий часть суммарного объема работ, выполняемого с помощью стационарного комплекта i–го номера (КСТО-1 , КСТО-2);
- среднесменное количество ТО, шт.;
- сменная пропускная способность КСТО i-го номера, шт.
Расчет потребности стационарного оборудования поста ТО грузовых автомобилей проведем для наиболее напряженного месяца года – августа, когда проводится наибольшее число технических обслуживаний: ТО-1 – 44, ТО-2 – 21.
Среднесменное количество ТО, которое необходимо проводить в августе, определим по формуле:
где N – число ТО автомобилей в августе, шт.;
Д – число рабочих дней в августе.
При проведении ТО-1:
При проведении ТО-2:
Сменную пропускную способность КСТО определим по формуле:
где – время смены, ч;
К – количество рабочих, занятых на проведение ТО, чел;
– средняя трудоемкость ТО-1 и ТО-2, ч.
При проведении ТО-1:
При проведении ТО-2:
Средне необходимое число КСТО равно:
Принимаем 1 комплект КСТО-1 и 1 комплект КСТО-2.
В дополнение к стационарным пунктам КСТО принимаем передвижные средства обслуживания: смазочно-заправочные и топливозаправочные механизированные заправочные агрегаты (МЗА) и агрегат технического обслуживания (АТО), применяемые для оперативного обслуживания автомобилей, особенно в напряженный период сельскохозяйственных работ [12].
Для диагностирования при проведении ТО грузовых автомобилей
используем следующие средства диагностики. В соответствии с рекомендациями [14] для автопарка грузовых автомобилей до 150 единиц, наименование и количество средств диагностики представим в таблице 3.5.
Таблица 3.5 - Наименование модуль и количество средств диагностики для
проведения ТО в ОАО «Солнечный»
Оборудование и тип средств диагностирования |
Модель |
Количество |
1 |
2 |
3 |
1. Стенд роликовый для проверки увода передних колес грузового автомобиля
2. Прибор для проверки рулевого управления 3. Стенд проверки тяговых и тормозных свойств грузовых автомобилей 4. Анализатор двигателя 5. Компрессор 6. Прибор для измерения свободного хода педалей сцепления и тормоза |
КИ – 4872 К – 402 КИ – 4856
К – 461 КИ - 1121 КИ – 8929 |
1 1 1
1 1 1 |
Окончание таблицы 3.5
7. Устройство для проверки натяжения ремней. 8. Пневмотестер 9. Прибор для установки фар 10. Комплект переносных линеек для проверки углов установки передних колес грузовых автомобилей |
КИ – 8920 К – 272 НИИАТ – 36 КИ – 2182 |
1 1 1 1
|
При проведении в хозяйстве контрольно-диагностических работ необходимо следить за достоверностью и точностью определения технического состояния автомобиля без разборки. Каждая разборка системы или сложенного агрегата автомобиля вызывает не только дополнительные трудовые затраты, но и приводит к снижению их ресурсов.
Наружные неисправности кузова, кабины и других агрегатов автомобиля выявляют визуальным контролем, отмечая деформации, трещины, износ шин.
Диагностирование при ТО-1 проводят после очистки и мойки автомобиля перед постановкой на ТО. При этом диагностировании выявляют пригодность автомобиля и дальнейшей эксплуатации без регулировочных и ремонтных воздействий в основном по системам и узлам, обеспечивающим безопасность движения (тормозная система, рулевое управление, подвеска, шины, приборы освещения и сигнализации). Одновременно проводятся контрольно диагностические работы по системам, агрегатом и узлам, требующим частой регулировки.
Диагностирование при ТО-2 проводится перед ним, в соответствии с типовой технологией диагностических работ, и предназначено для выполнения скрытых неисправностей, определения их места, причины и характера. Здесь проводятся значительный объем регулировочных работ требующих использования контрольно диагностического оборудования [12].
Для удобства внедрения диагностическое оборудование объединяют в комплексе, обеспечивающие проведение большого количества операций с использованием одного и тогоже оборудования. Так, анализатор двигателя К-461, который мы собираемся использовать в хозяйстве, представляет собой блок приборов, включающий осциллограф, вольтметр, измеритель угла замкнутого состояния контактов прерывателя, измеритель эффективности работы цилиндров, тахометр и омметр. А прибор для установки фар НИИАТ-36 позволяет в результате правильной регулировки фар автомобиля, повысить безопасность движения в ночное время суток.
При проведении ТР автомобилей диагностическое оборудование используют для оценки качества ремонта тормозной системы и рулевого управления, а также для регулировки углов установки колес.
3.5 Расчет нужного числа рабочих для проведения обслуживания технического автомобилей с использованием средств диагностики
Количество рабочих для проведения ТО автомобилей определяется по формуле [5]:
где – годовой объем работ по ТО с диагностированием, ч;
– годовой фонд рабочего времени, ч.
Для выполнения плановых объемов работ количество штатных рабочих выявляют по годовому фонду времени рабочего.
Годовой фонд времени рабочего определяется трудовым законодательством. В хозяйстве применяется шести дневная рабочая неделя и восьми часовой день.
Определим годовой фонд рабочего времени одного рабочего поста ТО и диагностирования автомобилей по формуле:
где 365 – продолжительность года, дн.;
52 – количество выходных дней в году, дн.;
8 – количество праздничных дней в году, дн.;
– дни отпуска основного и дополнительного, дн.;
– дни отпуска по уважительным причинам, дн.;
– длительность рабочей смены, ч;
(52 + 6) – количество предвыходных и предпраздничных дней во время отпуска, дн.;
– сокращение рабочей смены в выходные и предпраздничные дни.
Определим необходимое количество рабочих для проведения ТО автомобилей:
Принимаем количество рабочих для проведения технического обслуживания с диагностированием грузовых автомобилей равным двум.
Автохозяйство ОАО «Солнечный» имеет разнотипные автомобили работающие в различных дорожных условиях. Содержание и трудоемкость ТО в этих условиях менее стабильны и сложнее рационально организовывать труд рабочих на посту ТО. Поэтому в автохозяйстве совхоза не следует использовать на посту более четверых человек. Менее двух рабочих иметь на посту также не целесообразно, так как некоторые операции необходимо выполнять одновременно 2 рабочим.
В ОАО «Солнечный» наряду с рабочими-ремонтниками работы по ТО и ТР часто выполняют и водители автомобилей. В следующих изменения объёма работ в течение года, возникают трудности в эффективности использования постоянного штата рабочих и целесообразнее участие водителей в ТО и ремонте автомобилей. При значительном снижении объёма перевозок водители не полностью загружены работой и могут выполнять работы по ТО автомобилей без ущерба для плана перевозок.
При этом водители больше заинтересованы в снижении количества ремонтов и простоев автомобилей, по этому участие их в техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей целесообразно и необходимо.
3.6 Разработка карты технологической на выполнение одного из видов ТО для диагностики
Главным направлением совершенствования организации технического обслуживания является выполнение специализированного ТО.
Устранение отказов в процессе эксплуатации, текущий ремонт и техническое обслуживание машин проводят на пунктах ТО грузовых автомобилей, заменяя изношенные узлы и агрегаты новыми или отремонтированными на специализированных ремонтных предприятиях. Для качественного проведения ТО автомобилей перед ним проводится диагностирование на социальных стендах, а затем на месте проведения ТО.
Работы по проведению периодического ТО машин и устранения отказов выполняют специализированные звенья мастеров-наладчиков.
Для качественного выполнения ТО с диагностированием обслуживающий персонал должен знать последовательность операций ТО и диагностирования [7].
Операции ТО грузовых автомобилей выполняют мастера-наладчики и водители при четком разграничении работ между ними.
Технология и организация работ по ТО и диагностированию грузовых автомобилей отражаем в операционно-технологической карте проведения ТО и диагностирования автомобилей. В ней указываем последовательность и затраты рабочего времени на выполнение каждой операции, а также используемые при этом оборудование, приборы, приспособления, инструмент и материалы карту разрабатываем в соответствие с ГОСТ 18322–78 ''Система технического обслуживания и ремонта машин. Термины и определения''. Технические условия указываем те, которым должны соответствовать узлы и механизмы после выполнения операций ТО.
Технологическая карта на проведение ТО-1 с диагностированием автомобиля ГАЗ-53А представлена на листе формата А1.
3.7 Разработка предложений по хранению автомобилей в ОАО «Солнечный»
Для нормальной эксплуатации автомобилей, кроме сооружений для технического обслуживания и ремонта, необходимо иметь должным образом устроенные стоянки для хранения.
Устройство и оснащения стоянок, их планировку выбираем такими, чтобы соблюдались правила сохранности подвижного состава, безопасность труда и противопожарной безопасности.
В ОАО «Солнечный» для обеспечения всего многообразие его хозяйственной деятельности работают автомобили самого различного назначения. Автомобили, которые постоянно должны быть готовы к немедленному выезду, необходимо хранить в отапливаемых помещениях. Этим обеспечивается нормальный пуск двигателя и исключается возможность повреждения деталей системы охлаждения.
Остальные грузовые автомобили хранятся в не отапливаемых помещениях, так как средняя зимняя температура выше минус 15˚С.
Автомобили-цистерны, предназначенные для перевозки и хранения жидкого топлива, и автомобили-топливозаправщики хранятся в закрытых помещениях с независимым выездом на линию из помещения.
В теплое время года и при непродолжительном хранении грузовые автомобили можно хранить на открытой площадке имеющие твердое покрытие для стока воды. Автомобили устанавливаются в один или два ряда с независимым выездом всех автомобилей.
Также необходимо применять навесы, защищающие от ветра, снега и солнечных лучей, это увеличит время безопасной стоянки автомобилей.
Автомобили в зоне хранения располагаются так, чтобы обеспечить свободные выезды на место стоянки и въезды в соответствии с принятым режимом работ.
Технологическое обслуживание машин проводят при подготовке их и хранению и при снятии с хранения, техническое обслуживание – в процессе хранения.
Технологическое обслуживание автомобилей при подготовке к длительному хранению включает очистку и мойку машин, доставку на место хранения снятие с машин и подготовку к хранению составных частей, герметизацию отверстий полостей от проникновения грязи и пыли, установку машин на подставки.
При проведении ТО грузовых автомобилей в период хранения проверяют правильность установки машин на подставки, комплектность снятых составных частей автомобилей, давление воздуха в шинах, надежность герметизации, состояние антикоррозийных покрытий. Обнаружимые дефекты должны быть устранены.
Технологическое обслуживание машин при снятии с хранения включает: снятие автомобиля с подставок, очистка и расконсервация, установка на автомобили снятых составных частей, проверку работы и регулировку машин и их составных частей, очистку и окраску.
В местах хранения также необходимо обеспечить безопасность движения и простоту маневрирования, противопожарные требования, возможность быстрой эвакуации автомобилей.
3.8 Коэффициент готовности технической автопарка
Основным показателем качества работы технической службы автохозяйства является комплексный показатель надежности автомобилей – коэффициент технической готовности (КТГ). КТГ оценивает техническое состояние парка автомобилей по простоям в ТО, ремонте и их ожидания. По этому при планировании работы подвижного состава на линии необходимо выявить ожидаемый уровень КТГ.
КТГ автомобилей на планируемый период определим после анализа допустимого уровня простоев по техническим причинам.
Определим простои автомобилей на техническом обслуживании с диагностированием по формуле [12]:
где – количество дней простоев автомобилей на ТО с диагностированием, дн.;
– годовой объем работ по ТО, ч;
– количество обслуживающего персонала, чел;
– продолжительность рабочего дня, ч.
Количество обслуживающего персонала принимаем равным трем, так как водитель принимает участие в проведении технического обслуживания с диагностированием:
Простои грузовых автомобилей на текущем ремонте определим по формуле:
где – количество дней простоя грузовых автомобилей в процессе текущего ремонта, дн.;
– годовой объем работ по текущему ремонту, ч;
– количество обслуживающего персонала проводящего ремонт, чел.;
– продолжительность рабочего дня, ч.
Текущий ремонт грузовых автомобилей проводится непосредственно водителем автомобиля с участием слесарей из цеха ремонта машин. Поэтому обычно текущим ремонтом в хозяйстве занимаются два человека:
Определим общее количество простоев автомобилей на ТО и ТР по формуле:
где – общее количество простоев грузовых автомобилей на ТО и ТР, дн.
Коэффициент технической готовности (КТГ) автомобильного парка хозяйства определим по формуле:
где – коэффициент технической готовности автомобильного парка;
– общее годовое количество рабочих дней автомобилей, дн.
Определим общее годовое количество рабочих дней автомобилей по формуле:
где – количество рабочих дней в году, дн.;
– количество автомобилей в хозяйстве.
Тогда КТГ будет равен:
Полученный коэффициент технической готовности значительно выше, чем КТГ принятый в хозяйстве. По этому необходимо провести мероприятия по повышению КТГ. Обеспечение высокого уровня КТГ автопарка потребует значительных трудовых и материальных затрат. Для их снижения необходимо разработать планы внедрения новой техники, обеспечивающие повышение производительности труда ремонтных рабочих. Снижение затрат также можно добиться повышением пробелов автомобилей между ремонтами.
Для этого необходимо разработать и внедрить систему управления качеством ТО и ремонта автомобилей.
4 Расчет площадей производственных пункта обслуживания технического
4.1 Расчет площади производственной поста ТО-1
При определении площадей производственных помещений применяем аналитический способ расчета по удельной площади, приходящейся на единицу оборудования или на каждого работающего [1].
Площадь помещения производственной зоны F0 рассчитываем по формуле:
где - размеры габаритов автомобиля на плане поста (площадь, занимаемая автомобилем), ;
- число постов, ед.;
- удельная площадь помещения на 1 площади, зани-
маемой автомобилем на плане поста, .
Принимаем = 16,7 м2; = 2 ед. [7]; величина k0 зависит от марки автомобиля, расположения постов на плане, а также местоположения оборудования, поэтому k0 = 4 [9], откуда:
F0 = 16,7 ∙ 1 ∙ 4 = 66,8 .
Выбираем на основании типовых планов постов ТО-1 площадь единичного поста ТО в хозяйстве равную 72 [12].
4.2 Расчет площади производственной поста ТО-2
Площадь зоны ТО обычно выявляют планировочным решением, исходя из количества рабочих постов ТО и автомобиле-мест ожидания с учетом габаритных размеров подвижного состава, количества и размеров внутри гаражных проездов, норм размещения, включающих допустимые расстояния между автомобилями и элементами здания, а также площади необходимой для размещения обслуживающего оборудования. Площадь рабочего поста зависит от площадей занимаемых обслуживаемым автомобилем, подъемно-смотровым оборудованием и видами проводимых работ [1, 2]. Последний параметр определяется коэффициентом k0 .
Таким образом, площадь помещения (F2) для произведения ТО-2 определяем по формуле:
На основании типовых проектов постов ТО принимаем площадь поста ТО-2 для хозяйства равную 72 [12].
4.3 Выбор и аргументация оборудования рабочего для пункта обслуживания технического и диагностики
Производительность труда работников пункта ТО зависит от выбора необходимого оборудования и инструмента и планировки рабочего места.
Для качественного проведения операций ТО с диагностированием на посту пункта ТО должно быть необходимое оборудование и инструмент. Данное оборудование представлено в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Перечень оборудования и инструмента на пункте
ТО с диагностированием
Наименование оборудования и инструмента |
Марка, тип оборудования |
Количество, шт. |
1 |
2 |
3 |
1. Комплекс автомобильной диагностики 2. Стол-тележка моториста 3. Тележка снятия и установки колес 4. Слесарный станок с тисами 5. Тележка для снятия и установки рессор 6. Приспособление для прокачки тормозов 7. Подьемник для вывешивания колес 8. Гайковерт для колес 9. Гайковерт для гаек стремянок 10. Солидолонагнетатель 11. Воронка для слива отработанных масел 12. Маслораздаточная колонка 13. Тележка для перевозки аккумуляторов 14. Стелаж-вертушка 15. Стол-тележка 16. Колонка воздухораздаточная 17. Ручной солидолонагнетатель 18. Мерная маслозаправочная посуда 19. Ванна для мойки узлов и деталей 20. Ларь для обтирочного материала 21. Шкаф для инструмента 22. Набор инструментов для слесаря |
КАД-300-03 ОРГ-70-78 ОПТ-73-53 О1-060А ТСУР - П-227 ОЗТОК ГАПН ОЗ-9903 125.40.050 367МЗ ПИМ-4621 ОРГ 7578 ПИМ-5277 С-401 75-99.111 МЖС – 2908 ОРГ- 4990Б ОРГ-4178 5308.100 ПИМ-15М |
1 1 1 3 1 3 1 2 2 2 4 1 1 1 1 1 3 2 2 1 2 5 |
Окончание таблицы 4.1
1 |
2 |
3 |
23. Комплект инструментов для электрика 24. Комплект инструментов для слесаря-кузовшика 25. Динамомитритический ключ 26. Люфтомер 27. Линейка для схождения колес 28. Манометр 29. Вилка нагрузочная 30. Ареометр 31. Электродрель 32. Заточной станок 33. Прибор для регулировки фар 34. Прибор для проверки рулевого управления 35. Комплект торцевых ключей 36. Осциллограф 37. Стенд для демонтажа шин 38. Стенд для срезания тормозных накладок 39. Стенд для проточки тормозных барабанов 40. Эстакада с навесом 41. Смотровые канавы 42. Лампы переносные 43. Настольно-сверлильный станок |
ПИМ-151Б И-132 КД-10 К-428А К-463 НИИАТ-458 - ГОСТ-895-66 ИЭ-10228 ЗБ 632 К-310 КИ-402 ИТ-14 Э-206 СШ-514 СТН-30 060К - - ПЛТМ НС-12А |
1 1 2 1 1 2 - 1 2 1 1 1 3 1 1 1 1 2 1 2 1 |
4.4 Разработка пункта диагностики состояния технического автомобилей грузовых
В процессе эксплуатации автомобилей в их узлах и агрегатах возникают неисправности. Выявление неисправностей с целью проверки технического состояния агрегатов и узлов приводит к большим трудовым затратам и увеличению износа сопряженных деталей. Наилучшим методом выявления неисправностей является диагностирование, которое позволяет избегать разборку и сборку агрегатов. При этом устанавливается практически точное механическое состояние автомобилей. В ОАО «Солнечный» нет базы для качественного проведения технического обслуживания и диагностирования грузовых автомобилей. Следовательно, для проведения качественного технического обслуживания необходимо приобрести недостающие оборудование и организовать пост диагностирования автомобилей хозяйства [8, 12].
Дневная программа технического обслуживания составляет автомобилей, при этом два автомобиля будут проходить углубленную диагностику перед ТО-2 и пять автомобилей перед ТО-1. В процессе диагностирования автомобилей проверяют:
- - тормозную систему;
- - рулевое управление;
- - стеклоочистители;
- - свободный ход педали тормоза и сцепления;
- - световую сигнализацию;
- - токсичность выхлопных газов;
- - карбюратор.
Трудоемкость работ при диагностировании одного автомобиля составляет перед ТО-1 – 0,66 ч, перед ТО-2 – 1,5 ч [12].
Режим производства поста диагностики составляет перед ТО-1 RD1 = 40 мин., перед ТО-2 RD2 = 90 мин. [12].
Годовая производственная программа диагностики перед ТО-1 равна:
Годовая производственная программа диагностики перед ТО-2 составляет:
Итоговая производственная программа пункта диагностики составляет:
По видам диагностических работ распределение трудоемкости составит: работы перед ТО-1 – 82%, работы перед ТО-2 – 18% [12].
Следовательно, годовой фонд времени одного рабочего поста пункта диагностики равен:
Количество рабочих мест на пункте ТО будет равно:
Принимаем Рмд = 2 чел.-мест.
Следовательно, количество рабочих одновременно работающих на посту ТО равно 2, количество постов Всего на посту ТО и диагностики будет работать 2 авто-слесаря.
4.5 Расчет нужного числа рабочих-диагностов пункта обслуживания технического
Годовой производственный фонд времени одного рабочего пункта диагностики составляет:
Тогда штатное количество производственных рабочих пункта диагностики равно:
Принимаем количество производственных рабочих пункта диагностики – 2 человека [12].
В процессе диагностики при необходимости слесарям помогает водитель, диагностируемой машины.
4.6 Расчет площади производственной пункта ТО и диагностики
Автохозяйство ОАО «Солнечный» имеет разнообразный автомобильный парк и небольшое число автомобилей каждой марки, поэтому техническое обслуживание необходимо проводить на универсальном пункте ТО, где могут выполняться все работы по каждому автомобилю.
При ТО-1 на универсальном пункте выполняется лишь мелкий текущий ремонт, не вызывающий увеличение времени пребывания автомобиля в ремонте. При ТО-2 грузовых автомобилей выполняется весь объем сопутствующего текущего ремонта.
В соответствии с техническими и технологическими требованиями пункт ТО с диагностированием должен быть оснащен специальным гаражным оборудованием:
- - устройствами для осмотра и работы с различных сторон автомобиля;
- - механизмом для вывешивания колес;
- - устройством для проверки ходовых качеств автомобилей;
- - стендом для проверки и регулировки электрооборудования;
- - стендом для испытания и регулировки форсунок автомобильных дизелей.
Для качественного проведения ТО с диагностированием и нормальной работой приборов, пункт необходимо оснастить соответствующим оборудованием.
5 Разработка конструкторская. Устройство для диагностики барабанов тормозных
5.1 Описание и принцип работы устройства
Техническое обслуживание является основным и наиболее эф-фективным мероприятием, обеспечивающим поддерживание грузовых автомобилей в работоспособном состоянии. Правилами технического обслуживания грузовых автомобилей предусматриваются работы по обслуживанию тормозной системы и, в частности, диагностированию тормозных барабанов.
Тормозные барабаны являются деталями, влияющими на без-опасность движения. Они работают в условиях переменных механических нагрузок, теплового воздействия и изнашивания рабочей поверхности. В конструктивном плане тормозной барабан представляет собой тонкостенный чугунный цилиндр с изнашиваемой внутренней поверх-ностью. Величина допустимого износа для различных типов барабанов колеблется от 2 до 6 мм.
Эффективная работа тормозов во многом зависит от коэффициента трения в паре поверхность барабана – колодка. Поэтому от качества прилегания этой пары во многом зависит безопасность работы грузовых автомобилей.
Исключить неплотное прилегание барабана и колодок, своевременно установить износ внутренней поверхности барабанов позволяет предлагаемая конструкция установки для диагностирования тормозных барабанов грузовых автомобилей.
Работает установка следующим образом. Перед началом работы на измерительное устройство монтируется микрометр. Затем устройство устанавливается колодками в тормозной барабан. При помощи пневматического механизма и фиксирующего устройства тормозные колодки раздвигаются с усилием, равному при обычном нажатии на педаль тормоза при работе тормозной системы на автомобиле. Таким образом, происходит центровка устройства по отношению к барабану.
Поскольку плита свободно вращается вместе с измерительным устройством, поэтому в это время проводится замер внутреннего диаметра барабана при помощи микрометра. Отклонение стрелки микрометра фиксируется и заносится в протокол наблюдений. После этого производится сравнение измерительных величин с техническими ха-рактеристиками и устанавливается его износ.
Применение диагностирующего устройства позволяет своевременно выявить повышенный износ барабана и причины вызывающие его. Устранение дефектов в тормозных барабанах повысит безопасность работы на грузовых автомобилях.
5.2 Расчет узлов основных и деталей устройства
5.2.1 Расчет оси тормозной колодки
Сила действующая на ось тормозной колодки Р изгибает ее (рис1), поэтому ось рассчитываем на изгиб.
Рисунок 5.1 - Схема работы оси тормозной колодки
Для оси круглого сечения диаметр определяется из выражения [3]:
Mu = 0,1d³ ∙ [из], (5.1)
Тогда (5.2)
где Mu – изгибающий момент, Н∙м;
где P – сила расширения, P = 2,5 кН;
e – длина оси, м, е = 0,06 м;
– допускаемое напряжение на изгиб, = 6,5 МПа 10;
d – диаметр оси, м.
Принимаем диаметр оси равный 8 мм, изготовленной из
стали 40Г ГОСТ 1050-60 10.
5.2.2 Расчет сварных соединений
Рисунок 5.2 - Схема сварочного соединения деталей
Усилие (N) растягивающее колодки составляет 0,2 кН. Сварка ручная с визуальным контролем качества.
Расчет сварочного шва проводим на срез, при этом, условие прочности шва определяем по формуле [3]:
где – расчетное напряжение шва, МПа;
– допускаемое напряжение шва, = 80 МПа 9;
– толщина сварочных деталей, = 0,5 см;
– расчетная длина шва, см.
где P – расчетное усилие в пластине;
– допускаемое напряжение при среде, = 54 МПа 3;
К – длина катета шва, см, К = 0,7 см.
Принимаем длину сварочного шва равную 10 см, тогда:
Следовательно, угловой шов полностью обеспечивает прочность соединений по расчетному напряжению.
Сварные угловые соединения воспринимают такие продольные силы, поэтому рассчитываем их на срез по формуле [3]:
где – расчетное сопротивление сварочного соединения, МПа;
– допустимое сопротивление сварочного соединения, МПа, = 120 МПа 11;
– толщина углового шва, мм;
B – коэффициент, зависящий от вида сварки, для ручной сварки, В = 0,7 11 .
Так как =5,83 МПа =120 МПа, поэтому прочность уг-лового шва по расчетному сопротивлению полностью обеспечивается.
Рисунок 5.3 - Схема сварочного соединения фланца и цилиндра
Растягивающее усилие N составляет 1,5 кН. Сварка ручная с ви-зуальным контролем качества.
Расчет сварочного шва производим на разрыв, при этом, условие прочности шва определяем по формуле:
где – расчетное напряжение шва, Мпа;
– допускаемое напряжение шва, = 80 МПа 11;
Принимаем длину сварочного шва равную 14 см, тогда:
Следовательно, угловой шов полностью обеспечивает прочность соединений по расчетному направлению.
Поскольку на угловой шов действуют продольные силы, рассчи-тываем сопротивление шва на срез по формуле:
где – расчетное сопротивление сварочного соединения, МПа;
– допустимое сопротивление сварочного соединения, МПа, = 120 МПа 3 .
Дипломный проект включает в себя: краткий анализ производственной деятельности хозяйства за три года, анализ имеющейся систем технического обслуживания грузовых автомобилей, годовой объем работ по техническому обслуживанию, разработку пункта технического обслуживания, конструкторскую разработку и экономическое обоснование.
В качестве конструкторской разработки представлено устройство для диагностики тормозных барабанов автомобилей семейства ГАЗ и ЗИЛ. Устройство позволит снизить затраты труда на проведение операций по техническому обслуживанию грузовых автомобилей и повысить безопасность эксплуатации автомобилей проведения.
В проекте подробно рассмотрены вопросы охраны труда и техники безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ.
Приводится расчет экономического обоснования разработок проекта.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Солнечный» Изобильненского района показал, что техническому обслуживанию грузовых автомобилей в хозяйстве должного внимания не уделяется.
- Выполненные в дипломном проекте расчеты показали, что есть возможность повысить коэффициент технической готовности автомобильного парка до 0,91, а также снизить затраты на проведение ТО автомобилей и уменьшить себестоимость грузоперевозок.
- Для внедрения разработанных мер по ТО и диагностированием хозяйству необходимо дополнительное оборудование по ТО, а также нужно иметь современные оборудование и приборы по диагностированию.
- Предлагается создать бригаду по ТО и диагностированию автомобилей, принять к внедрению организационно-технологические карты ТО грузовых автомобилей с обязательным выполнением операций диагностирования.
- В целях учета пробега автомобиля необходимо организовать постоянный контроль за постановкой автомобилей на ТО с диагностированием. Постановка на ТО с диагностированием автомобилей должна производиться исходя из пробега автомобиля и возможностей поста ТО и диагностирования. Расчеты показали, что целесообразно одновременно находиться на посту ТО одному автомобилю на посту ТО-1, а другому на ТО-2, с постановкой автомобилей с отклонением по пробегу не более 5% от запланированного пробега.
- Для снижения затрат ручного труда на техническое обслуживание автомобильного парка, повышения производительности и безопасности проведения ТО, а также для качественного проведения операций по обслуживанию тормозных систем грузовых автомобилей марок ГАЗ и ЗИЛ предлагается конструкторская разработка – устройство для диагностирования тормозных барабанов. Ожидаемая общая экономическая эффективность от внедрения конструкторской разработки составит 1400, рублей. При этом срок окупаемости капитальных вложений равен 0,6 лет.
- Внедрение в автомобильном парке хозяйства разработок дипломного проекта по проведению ТО и диагностированию грузовых автомобилей позволит получить ежегодную экономию денежных средств в размере 142979 рублей и окупить капитальные дополнительные вложения в течение 1,5 лет.
Доклад к диплому:
Вашему вниманию представляется проект технического обслуживания автомобилей.
В проекте рассматриваются и анализируются проблемы, возникающие в процессе проведения технического обслуживания грузовых автомобилей в сельскохозяйственном предприятии «Россия» Новоалександровского района. Земли хозяйства расположены в восточной части Ставропольского края. Хо
водческой продукции. Производственное направление хозяйства – зерновое с развитым производством технических культур.
1. Автомобильный парк хозяйства разнообразен и представлен легко-выми и грузовыми автомобилями, спецмашинами и автобусами. В хозяйстве ведется учет пробега автомобилей, техническое обслуживание носит плановый характер. Однако экономические трудности, которые в настоящее время переживает страна наложили свои отпечатки на работу автотранспорта хозяйства. Анализ хозяйственной деятельности предприятия показывает, что численность грузовых автомобилей возросла и составляет 51 единицу. Объем грузоперевозок за анализируемые годы несколько увеличился. Затраты на техническое обслуживание и ремонт увеличились, что повлекло за собой увеличение себестоимости одного тонно-км. С целью снижения затрат и себестоимости грузоперевозок перед хозяйством встала задача продления срока службы автомобилей и их агрегатов.
Для решения этой задачи в хозяйстве необходимо внедрить систему ТО с применением средств диагностирования. Применение диагностического оборудования позволит выявлять неисправности агрегатов и узлов автомо-билей, не подвергая их разборке, что снизит трудоемкость ТО, уменьшит количество аварийных отказов и простоев автомобилей.
2. С целью обеспечения высокой технической готовности автопарка хозяйства нами разработан план-график ТО автомобилей, позволяющий своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание одновременно с диагностированием узлов и агрегатов. При разработке плана-графика были использованы данные хозяйства: периодичность видов ТО, пробег с начала эксплуатации, последний вид ТО. Используя план-график можно определять загруженность пункта ТО, что позволит оперативно управлять его работой.
3 Технология и организация работ по ТО и диагностированию автомобилей отражена в проекте на примере организационно-технологической карты проведения ТО-2 автомобиля ГАЗ-53А. В карте указаны последовательность операций ТО и диагностирования, а также используемое оборудование, приборы и приспособления.
4 Для обеспечения требуемого технического состояния и надежности автомобильного парка на базе ремонтной мастерской автохозяйства нами разработан универсальный пункт ТО и диагностики автомобилей, где будут выполняться все необходимые операции по каждому автомобилю. Пункт ТО и диагностики оснащен соответствующим оборудованием: гид-равлическими подъемниками для вывешивания колес (6-3), электриче-скими солидолонагнетателями (13), устройством для заправки агрегатов маслом (14), маслораздаточной колонкой (12), компрессором (16), гайковертами (7-6), диагностическим и другим оборудованием.
5 Техническое обслуживание является основным и наиболее эф-фективным мероприятием, обеспечивающим поддерживание грузовых автомобилей в работоспособном состоянии. Правилами технического обслуживания грузовых автомобилей предусматриваются работы по обслуживанию тормозной системы и, в частности, диагностированию тормозных барабанов.
Эффективная работа тормозов во многом зависит от коэффициента трения в паре поверхности барабана и колодки. Поэтому от качества прилегания этой пары во многом зависит безопасность работы грузовых автомобилей.
Исключить неплотное прилегание барабана и колодок, своевременно установить износ внутренней поверхности барабанов позволяет предлагаемая конструкция установки для диагностирования тормозных барабанов грузовых автомобилей.
Работает установка следующим образом. Перед началом работы на измерительное устройство монтируется микрометр. Затем устройство устанавливается колодками в тормозной барабан. При помощи пневматического механизма и фиксирующего устройства тормозные колодки раздвигаются с усилием равному при обычном нажатии на педаль тормоза при работе тормозной системы на автомобиле. Таким образом происходит центровка устройства по отношению барабана.
Поскольку плита свободно вращается вместе с измерительным устройством, поэтому в это время проводится замер внутреннего диаметра барабана при помощи микрометра. Отклонение стрелки микрометра фиксируется и заносится в протокол наблюдений. После этого производится сравнение измерительных величин с техническими ха-рактеристиками и устанавливается его износ.
Применение диагностирующего устройства позволяет своевременно выявить повышенный износ барабана и причины вызывающие его. Устранение дефектов в тормозных барабанах повысит безопасность работы на грузовых автомобилях.
При использовании данной конструкторской разработки в автопарке хозяйства годовой экономический эффект составит 1400 рублей. Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений составит 0,6 лет.
6л-8л - На наиболее ответственные узлы и детали нами были разработаны рабочие чертежи в соответствии с требованиями к рабочим чертежам.
9л - Экономическая эффективность мероприятий по внедрению планово-предупредительной системы ТО с применением средств диагностирования автомобилей определена нами при помощи основных критериев экономической эффективности. Дополнительные капитальные вложения в пункт ТО составят 242960 рублей, при этом суммарная экономия денежных средств получена в размере 110101 рублей. Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений составит 2,2 года.
Доклад окончен.
Благодарю за внимание!
Дополнительные материалы: рецензия – 2 листа в программе Word, ведомость дипломного проекта – 1 лист в программе Word, доклад – 3 листа в программе Word.