Пояснительная записка (в программе Word) 87 с., 8 рис., 14 табл., 16 источника
Чертежи (в программе Компас) 18 листов
ВУЗ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Спецификация 3 листа
Содержание
Введение
1. Характеристика краткая рабочих условий транспорта автомобильного и показатели основные его работы
2. Оценка системы обслуживания технического автомобилей, используемой в хозяйстве
3. Планирование обслуживания технического автомобилей
4. Разработка поста обслуживания технического
5. Разработка конструкторская. Гидравлический подъемник
6. Безопасность жизнедеятельности на производстве и экологичность проекта
7. Эффективность экономическая разработок проекта
8. Выводы и предложения
Список библиографический
Состав чертежей
- Втулка А4
- Боковина А3
- Чертеж детали бобышка А4
- Шайба 2хА4
- Ось рабочий чертеж 2хА4
- Основание А3
- Кожух А3
- Чертеж детали подхват А3
- Планка направляющая А3
- Сборочный чертеж стрелы А1
- Чертеж общегов ида подъемника гидравлического А1
- Плакат показателей эффективности экономической разработки проекта А1
- Показатели использования автопарка А1
- Чертеж план-графика ТО автомобилей 2 листа А1
- Плакат организационно-технологической карты на ТО-1 автомобиля ГАЗ-53А А1
Описание
В первом разделе пояснительной записки приведена краткая характеристика рабочих условий транспорта автомобильного и показатели основные его работы. Рассмотрен состав автопарка. Представлена эффективность использования автотранспорта на предприятии.
Во втором разделе произведена оценка системы обслуживания технического автомобилей, используемой в хозяйстве. Определены затраты денежных средств на автогараж.
В третьем разделе описано планирование технического обслуживания.
Обоснованы формы технического обслуживания. Приведены нормативы видов ТО и их корректирование. Выполнен расчет производственной программы по техническому обслуживанию, а именно определены: периодичность технического обслуживания; количество технических обслуживаний на один автомобиль за цикл; годовое количество технических обслуживаний; годовой объем работ по техническому обслуживанию. Составлен годовой план график проведения ТО. Произведен расчет численности производственных рабочих. Рассмотрено влияние условий эксплуатации на техническое состояние автомобилей, а также влияние качества технического обслуживания и эксплуатационных материалов. Приведена организация ежедневного технического обслуживания, организация первого и второго технических обслуживаний, организация текущего ремонта автомобилей. Дано описание особенностей сезонного технического обслуживания автомобилей. Проведена разработка организационно-технологической карты на проведение ТО-1 автомобиля ГАЗ – 53А.
В разделе разработка поста обслуживания технического рассчитана производственная площадь поста. Рассмотрена организация работ на посту ТО и диагностирования. Приведена предлагаемая схема организации ТО и диагностики. Даны рекомендации по охране труда при выполнении операций ТО и диагностики.
В пятом разделе представлена разработка конструкторская, а конкретнее гидравлический подъемник. Приведена схема подъемника гидравлического для проведения ТО автомобилей. Выполнен расчет конструкции, а именно кинематический расчет конструкции и прочностной расчет шейки подхвата. Проведена проверка оси на прочность и проверка оси на срез. Дана технико-экономическая оценка конструкторской разработки. Произведено знакомство с инструкция по технике безопасности при работе с подъемником гидравлическим при техническом обслуживании автомобилей.
В разделе безопасность жизнедеятельности на производстве и экологичность проекта. Рассчитаны: отопление, искусственное освещение и искусственная вентиляция. Описаны индивидуальные защитные средства, условия санитарно-бытовые, средства противопожарные, грозозащита и экологичность проекта.
В седьмом разделе произведен расчет эффективности экономической.
В части графической представлены следующие чертежи: подъемника гидравлического, показателей эффективности экономической разработки проекта, показатели использования автопарка, план-графика обслуживания технического автомобилей , организационно-технологической карты на ТО-1 автомобиля ГАЗ-53А, план-графика обслуживания технического автомобилей, стрелы, а также деталей: втулка, боковина, бобышка, шайба, основание, ось, кожух, подхват, планка направляющая.
Обзорный текст из дипломной работы:
В автомобильном парке СПК «Владимировский» находится 75 автомашин, марочный состав которого отражен в таблице 1.2.
Кроме подвижного состава автогараж включает в себя производственные и служебные помещения и оборудование, персонал, который занимается использованием, обслуживанием и хранением подвижного состава.
Управление автогаражом осуществляет заведующий гаражом. Координацией транспортных работ и ведением основной бухгалтерии занимается диспетчер. Так же в штат службы управления входят 2 автомеханика.
Так как основной особенностью работы автомобилей в растениеводческих предприятиях является сезонность, обуславливаемая характером
Таблица 1.2 – Состав автопарка СПК «Владимировский» по состоянию на 1.01.2007 года
Марка автомобиля |
Тип автомобиля |
Год выпуска |
Пробег от начала эксплуатации, км. |
1 |
2 |
3 |
4 |
УАЗ – 452 Д |
бортовая |
1982 |
330115 |
УАЗ – 452 Д |
бортовая |
1682 |
295175 |
УАЗ – 452 Д |
бортовая |
1989 |
188117 |
ГАЗ – 5204 |
бортовая |
1982 |
585842 |
ГАЗ – 53А |
бортовая |
1980 |
553115 |
ГАЗ – 53А |
бортовая |
1984 |
635110 |
ГАЗ – 53А |
бортовая |
1984 |
688249 |
ГАЗ – 53А |
бортовая |
1984 |
438117 |
ГАЗ – 53А |
бортовая |
1985 |
412188 |
ГАЗ – 53А |
бортовая |
1985 |
492425 |
ГАЗ – 3307 |
бортовая |
1993 |
42215 |
ГАЗ – 3307 |
бортовая |
1993 |
52042 |
ЗИЛ – 130 |
бортовая |
1983 |
578645 |
ЗИЛ – 130 |
бортовая |
1984 |
319188 |
ЗИЛ – 130 |
бортовая |
1984 |
495113 |
ЗИЛ – 130 |
бортовая |
1984 |
575160 |
КАМАЗ – 5320 |
бортовая |
1984 |
729611 |
КАМАЗ – 5320 |
бортовая |
1985 |
525149 |
КАЗ – 608 В1 |
седельный тягач |
1987 |
355112 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1984 |
413185 |
ГАЗ – 53Б |
самосвал |
1982 |
805711 |
ГАЗ – 53Б |
самосвал |
1982 |
575017 |
ГАЗ – 53Б |
самосвал |
1983 |
505724 |
ГАЗ – 53Б |
самосвал |
1983 |
515264 |
ГАЗ – 53Б |
самосвал |
1983 |
551712 |
Продолжение таблицы 1.2
1 |
2 |
3 |
4 |
ГАЗ – 53Б |
самосвал |
1983 |
550117 |
ГАЗ – 53Б |
самосвал |
1983 |
617128 |
ГАЗ – 53Б |
самосвал |
1983 |
583110 |
ГАЗ – 53Б |
самосвал |
1985 |
568119 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1986 |
481717 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1987 |
430211 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1988 |
383917 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1989 |
335019 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1989 |
291648 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1991 |
261911 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1991 |
262815 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1991 |
193816 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1992 |
175944 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1993 |
88251 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1993 |
90181 |
САЗ – 3507 |
самосвал |
1993 |
44611 |
ГАЗ – 3307 |
самосвал |
1993 |
107005 |
ГАЗ – 3307 |
самосвал |
1993 |
87344 |
ГАЗ – 3307 |
самосвал |
1993 |
79957 |
ЗИЛ-ММЗ-554М |
самосвал |
1985 |
475114 |
ЗИЛ-ММЗ-45021 |
самосвал |
1984 |
539124 |
ЗИЛ-ММЗ-45021 |
самосвал |
1985 |
44819 |
ЗИЛ-ММЗ-45021 |
самосвал |
1986 |
413880 |
ЗИЛ-ММЗ-45021 |
самосвал |
1990 |
252145 |
ЗИЛ-ММЗ-45021 |
самосвал |
1993 |
160156 |
КАМАЗ – 5511 |
самосвал |
1983 |
617189 |
УРАЛ – 5557 |
самосвал |
1990 |
325941 |
ЗИЛ – 130 |
горючевоз |
1984 |
531185 |
Окончание таблицы 1.2
1 |
2 |
3 |
4 |
ГАЗ – 5312 |
горючевоз |
1984 |
515911 |
ГАЗ - 3307 |
горючевоз |
1985 |
410161 |
ГАЗ – 5312 |
водовоз |
1987 |
308642 |
ГАЗ – 5312 |
водовоз |
1987 |
288711 |
ГАЗ – 5312 |
водовоз |
1988 |
335116 |
ГАЗ – 5312 |
водовоз |
1988 |
364211 |
ГАЗ – 5312 |
водовоз |
1989 |
310117 |
ГАЗ – 3307 |
водовоз |
1993 |
152182 |
ГАЗ – 3307 |
водовоз |
1993 |
145128 |
ЗИЛ – 130 |
молоковоз |
1990 |
188147 |
ГАЗ – 3307 |
молоковоз |
1991 |
217011 |
ГАЗ – 53А |
а/заправщик |
1981 |
531175 |
ГАЗ – 53 А |
а/заправщик |
1980 |
680119 |
ГАЗ – 53 А |
а/заправщик |
1988 |
247015 |
ГАЗ – 5301 |
а/заправщик |
1981 |
612741 |
ГАЗ – 3307 |
вахта |
1993 |
95170 |
ПАЗ – 672 М |
автобус |
1985 |
450819 |
КАВЗ – 3271 |
автобус |
1991 |
245724 |
ЗИЛ – 130 |
автокран |
1989 |
137271 |
ГАЗ – 53А |
фургон |
1985 |
313164 |
ГАЗ – 5201 |
а/мастерская |
1989 |
210914 |
ГАЗ – 5212 |
пожарная |
1985 |
31120 |
сельскохозяйственного производства, то главной задачей персонала автогаража является подготовка автомашин к уборочной страде. Здесь приходится учитывать необходимость работы на грунтовых и полевых дорогах, срочность выполнения, от которой зависит своевременность проведения уборочных работ, а так же зависимость от климатических и погодных условий.
Эффективность использования грузового автомобильного транспорта приведена в таблице 1.3.
Таблица 1.3. – Эффективность использования автотранспорта в СПК «Владимировский»
Показатели |
Базисный 2005 г. |
Отчетный 2006 г. |
Выполнение плана, % |
|
план |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Среднесписочное число автомашин |
78 |
78 |
75 |
96 |
Общая грузоподъемность, т. |
342 |
342 |
330 |
96 |
Средняя грузоподъемность автомашины, т. |
4,38 |
4,40 |
4,40 |
100 |
Автомобиле – дни пребывания в хозяйстве, дней |
28470 |
28470 |
27375 |
89 |
Автомобиле – дни в работе, дней |
13174 |
12860 |
11240 |
87 |
Коэффициент использования автопарка |
0,46 |
0,45 |
0,41 |
91 |
Рабочее время в наряде, тыс.ч. |
115,3 |
75,0 |
79,3 |
105 |
Рабочее время в пробеге, тыс.ч. |
87,1 |
576 |
51,0 |
88 |
Коэффициент использования рабочего времени |
0,75 |
0,76 |
0,64 |
84 |
Общий пробег автомашин, тыс.км. |
2748 |
1850 |
2140 |
115 |
В том числе пробег с грузом, тыс.км. |
1489 |
1250 |
1200 |
99 |
Коэффициент использования пробега |
0,54 |
0,66 |
0,56 |
85 |
Всего перевезено грузов, тыс.т. |
478 |
410 |
387 |
94 |
Сделано автотранспортных работ, тыс.ткм. |
3941 |
3500 |
3210 |
91 |
Средняя загруженность одной машины, т. |
2,65 |
2,80 |
2,67 |
95 |
Окончание таблицы 1.3
Коэффициент использования грузоподъемности |
0,60 |
0,63 |
0,60 |
96 |
Производительность автопарка: на машино-день, ткм. |
138 |
122 |
117 |
95 |
на машину за год, тыс.ткм. |
50,5 |
44,8 |
42,8 |
95,5 |
Себестоимость 1ткм, руб/ткм |
4,9 |
3,5 |
3,8 |
108,6 |
Состояние охраны труда и соблюдение санитарно-гигиенических требований в автогараже не всегда соответствуют требуемым.
2. Оценка системы обслуживания технического автомобилей, используемой в хозяйстве
Техническим обслуживанием является комплекс операций по поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде.
В хозяйстве предусматриваются две составные части операций технического обслуживания: контрольная и исполнительная.
Контрольная часть операций выполняется в плановом и принудительном порядке, а исполнительная – по потребности.
Автомобили в автогараже перед выездом на работу, ежедневно подвергаются: контрольным работам, направленным на обеспечение безопасности движения и работы; наружному осмотру автомобиля; проверке его комплектности; уборке, мойке, а так же смазочным, очистительным и заправочным работам.
Автомобили, подлежащие ТО-1 сначала проходят диагностику.
При диагностировании автомобиля определяют техническое состояние его узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения. В случае необходимости выполняют регулировочные работы без демонтажа узлов и агрегатов. После диагностирования проводят крепежные и смазочные работы, а при необходимости и текущий ремонт.
При постановке автомобиля на ТО-2 проводят более тщательное диагностирование и устанавливают объем дополнительных ремонтных и регулировочных работ. Если обнаруживается скрытые неисправности в автомобиле, требующие выполнение более трудоемких работ, чем при ТО-2, его подвергают текущему ремонту.
Так же у нас в хозяйстве 2 раза в год проводят сезонное обслуживание для подготовке автомобилей к летней страде и к работе в зимних условиях (в последнем случае автомобилей, которые будут работать в зимнее время).
Для проведения технического обслуживания предусмотрены посты ТО оборудованные смотровыми канавами, приборами и приспособлениями, необходимыми для проведения установленных работ.
На посту уборки и мойки автомобилей построена эстакада.
При выполнении контрольных, крепежных и других работ технического обслуживания грузовых автомобилей их, преимущественно, загоняют на смотровые канавы. Для данных работ используются наборы инструментов слесаря – наладчика, для регулировки карбюраторов, для технического обслуживания электрооборудования, съемники, гаечные ключи – рожковые, торцовые, накидные, прибор для определения технического состояния цилиндро – поршневой группы двигателя без его разборки К – 69М, линейка для проверки схождения передних колес, и другое.
Техническое обслуживание выполняется в соответствии с план-графиком, составленным на автомобили (прицепы) исходя из периодичности технического обслуживания, сроков выполнения планируемых ремонтов и пробегов автомобилей.
Данные по выполнению технического обслуживания и ремонта систематизируется по каждому автомобилю и заносятся в специальные учетные карточки.
Расходование запасных частей и материалов на техническое обслуживание в хозяйстве учитывается на каждую машину в течение одного года и записывается в ведомость по расходу запасных частей.
Последние годы в хозяйстве сложилось неблагоприятное положение с покупкой новых запасных частей и материалов. Приобретаются узлы и детали наиболее часто выходящие из строя во время эксплуатации автомобилей.
Все это связано с уменьшением отчислений денежных средств хозяйством на нужды автогаража.
Расходование денежных средств за последние два года на грузовые автомашины показано в таблице 2.4.
Таблица 2.4. – Затраты денежных средств на автогараж в СПК «Владимировский»
Показатели |
Затраты, тыс.руб. |
2006 г. к 2005 г., % |
||
2005 г. |
План 2006 г. |
Факт 2006 г. |
||
Оплата труда |
2604,00 |
2650,00 |
2638,00 |
101 |
ТСМ |
8900,00 |
7500,00 |
8025,00 |
90 |
Амортизация |
475,00 |
450,00 |
420,70 |
90 |
Затраты на все виды ремонтов |
680,30 |
473,00 |
359,00 |
53 |
Стоимость замены резины |
296,40 |
246,00 |
193,69 |
65 |
Затраты на ТО и хранение |
104,00 |
87,00 |
56,30 |
54 |
Прочие |
1040,30 |
900,00 |
640,30 |
61 |
Всего |
14100,00 |
12306,00 |
12339,09 |
87 |
В автогараже хозяйства автомобили хранят в закрытых помещениях. В случае временного прекращения эксплуатации автомобиля на небольшой срок его ставят на хранение на открытой стоянке.
При постановке на хранение водитель должен выполнить ряд операций: тщательно вымыть машину, покрасить поврежденные места с лакокрасочным покрытием, выполнить очередное ТО, обязательно слить воду из системы охлаждения двигателя, ослабить натяжение ремней генератора и вентилятора, отсоединить провода от аккумуляторной батареи и зарядить ее (при длительном сроке хранения батарею снимают с автомобиля и сдают на склад), залить около 50 грамм масла в каждый цилиндр двигателя и провернуть коленвал несколько раз вручную, вывешивают колеса, установив мосты на подставки, и снижают давление воздуха в шинах, из бака сливают топливо, промывают его и заливают около 1 литра моторного масла.
При вводе в эксплуатацию автомобиля после хранения производят следующие операции: накачивают шины до нормального давления и удаляютподставки из под мостов автомобиля; заливают жидкость в систему охлаждения, регулируют натяжение ремней; промывают бак и заливают его топливом; проверяют работу систем автомобиля, его узлы и агрегаты.
О недостатках в организации технического обслуживания автомобилей в СПК «Владимировский» судить трудно, так как из за нехватки денежных средств не все операции выполняются в надлежащем виде и в должный срок. Для стабилизации положения в гараже необходимо использовать его невостребованный потенциал для получения дополнительного дохода и заинтересовать в этом водителей.
3. Планирование обслуживания технического автомобилей
3.1 Обоснование формы технического обслуживания
В автогараже предлагается вести планово-предупредительную систему технического обслуживания с применением средств диагностики.
Выполнение технического обслуживания автомобилей предлагается проводить поточным методом.
Сущность этого метода заключается в том, что на прямоточных постах, расположенных на смотровой канаве или эстакаде, последовательно выполняются определенные работы, которые входят в комплекс данного вида ТО.
Весь комплекс работ ТО делится на группы родственных операций, которые выполняются на строго определенных постах. Так на посту №1 выполняются только контрольно-осмотровые работы по всем агрегатам; на посту №2 – крепежные; на посту №3 – регулировочные. Размещение автомобилей на посту – продольное. Это обеспечивает сравнительно меньшие затраты на устройство и простоту эксплуатации, чем при поперечном.
Преимущество данного метода организации ТО заключается в том, что он дисциплинирует исполнителей, повышает производительность труда и обеспечивает высокое качество работы. К основным недостаткам метода следует отнести высокую требовательность к постоянству номенклатуры и объема работ на каждом посту.
3.2 Нормативы видов ТО и их корректирование
Каждый из видов технического обслуживания подвижного состава характеризуется нормативами, определяющими периодичность, перечень и трудоемкость выполняемых работ. Нормативы ТО зависят от категории условий эксплуатации, модификации подвижного состава и организации его работы, природно-климатических условий, пробега с начала эксплуатации, размера
автотранспортного предприятия и количества технически совместимых групп подвижного состава.
Ресурсное корректирование нормативов, указанных в положении, осуществляют при помощи коэффициентов зависимости от следующих факторов: категории условии эксплуатации К1; модификации подвижного состава и организации его работы К2; природно-климатических условий К3; пробега с начала эксплуатации К4; размеров предприятия и количества технологически совместимых групп подвижного состава К5.
При этом в случае совпадения некоторых конкретных условий с условиями, для которых установлены нормативы в приложении, коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5 принимаются равными единице. Откорректированные нормативы согласовываются с вышестоящей организацией. Планирование ТО рассчитываем на примере автомобиля ГАЗ – 53Б.
Из таблицы 21 [5] берем периодичность ТО автомобиля ГАЗ – 53:
ТО-1-3000 км., ТО-2-12000 км. Эти периодичности даны для эталонных условий. Необходимо откорректировать их под реальные условия.
Для определения периодичности ТО в конкретных условиях работы подвижного состава, необходимо выявить категорию условий эксплуатации [5]. В нашем случае категория условий эксплуатации V (грунтовые дороги). Рельеф местности равнинный, Н меньше 200 метров. При переходе от I к более низким категориям условий эксплуатации, условия работы ухудшаются и это требует уменьшения периодичности ТО и увеличения трудоемкости на его проведение.
Определим результирующий коэффициент корректирования пробегов периодичности ТО
где - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации; для V категории = 0,6 [5];
- коэффициент, учитывающий природно-климатические условия.
где - коэффициент, учитывающий температурные условия;
- коэффициент, учитывающий агрессивность среды;
Трудоемкость ТО и нормативы ТО установлены по видам обслуживания грузовых автомобилей с дифференциацией по грузоподъемности. Трудоемкость ТО корректируется с помощью результирующего коэффициента
где - коэффициент модификации подвижного состава и организации его работы; для самосвалов = 1,15 [5];
- коэффициент, определяющий изменения трудоемкости ТО в зависимости от объема однотипных работ; для автомобилей III группы и для автопарка с числом автомобилей до 100 шт. =1,15 [5].
Таким образом, пробег автомобиля ГАЗ-53 до ТО будет
Кратность периодичности соответствует 4. Следовательно, у откорректированных пробегов кратность 4 соблюдена.
Трудоемкость ТО для автомобиля ГАЗ-53 в исходных условиях работы предприятия выявляем и заносим в таблицу 3.1. Сюда же заносим и ее откорректированные значения.
Таблица 3.1 – Исходные и откорректированные значения трудоемкости ТО
Вид норматива |
Нормативы трудоемкости, ч. |
||
ЕО |
ТО-1 |
ТО-2 |
|
исходные |
0,42 |
2,20 |
9,10 |
откорректированные |
0,55 |
2,90 |
12,01 |
3.3 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию
Расчет производственной программы по ТО выполним в следующем порядке.
3.3.1 Определение периодичности технического обслуживания
Так как периодичность ТО рассчитывалась с учетом корректирующих коэффициентов в предыдущем пункте, то эти периодичности выглядят так: ЕТО проводят через 105 км, что соответствует среднему пробегу за сутки автомобиля ГАЗ-53, ТО-1 через 1800 км., а ТО-2-7200 км.
3.3.2 Определение количества технических обслуживаний на один автомобиль за цикл
Определение программы ТО одного автомобиля за цикл ведется по следующим формулам:
где - соответственно число технических обслуживаний;
- пробег автомобиля за цикл, км.; принимаем, средний пробег автомобиля за год равен циклу, т.е.=26500 км.;
- периодичность ТО-1 и ТО-2 соответственно, км;
- среднесуточный пробег автомобиля, км.
3.3.3 Определение годового количества технических обслуживаний
Предварительно рассчитываем коэффициент технической готовности, зная который можно рассчитывать годовой пробег, уточнить принятый средний годовой пробег и в результате определить годовую программу по техническому обслуживанию одного автомобиля и всего парка в целом.
Коэффициент технической готовности можно определить по формуле:
где - число дней эксплуатации автомобиля (парка) за цикл;
- число дней простоя автомобиля (парка) в ремонте и ТО-2 за цикл.
Определим число дней простоя автомобиля за цикл
где - простой автомобиля во втором техническом обслуживании, дней; =1,2 [4].
На основании расчетного значения коэффициента технической готовности, определим годовой пробег автомобиля
где - количество дней работы предприятия в году;
Для определения годового количества ТО необходимо определить коэффициент перехода от цикла к году, который представляет собой отношение пробега автомобиля за год к пробегу за цикл.
Как видим, расхождение невелико, поэтому принимаем коэффициент перехода =1.
Годовая программа технических обслуживаний на весь парк автомобиля ГАЗ-53 рассчитывается по следующим формулам:
где Аu – инвентарное число автомобилей данной марки, шт.; автомобилей самосвалов ГАЗ-53Б в автопарке хозяйства 22 шт.
Суточная программа парка автомобилей по техническому обслуживанию определяется из следующего выражения
где - суммарное число технических обслуживаний по каждому виду в отдельности;
- суммарное число технических обслуживаний по каждому виду в отдельности;
- число рабочих дней в году поста ТО.
Для составления годового план-графика проведения операций технического обслуживания необходимо распределить количество технических обслуживаний по видам в зависимости от месячного пробега автомобиля.
Распределение пробега и количество видов ТО автопарка приведено в таблице 3.2.
3.4 Годовой объем работ по техническому обслуживанию
Объем работ по техническому обслуживанию в трудовом выражении или трудоемкость работ за год определяется выражением произведения количества технических воздействий за расчетный период на нормативное значение трудоемкости данного вида технического обслуживания
Таблица 3.2 – Годовой план график проведения ТО.....................................................
где ,,- годовые объемы работ по техническому обслуживанию, ч.;
,,- нормативные трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 соответственно, ч.
Трудоемкость технического обслуживания автомобилей ГАЗ-53Б за год определим по формуле
Часть технического обслуживания выполняет водитель. Для предприятия с парком от 50 до 100 автомобилей коэффициент самообслуживания принимается равным 0,15, т.е. =0,15 [4]. При этом общая трудоемкость работ по самообслуживанию будет
Полученная трудоемкость работ распределяется по постам.
В таблице 3.3. распределим трудоемкость работ при ТО-1 для автомобиля ГАЗ-53 по узлам, системам и видам работ ТО с учетом нормативов.
Таблица 3.3. – Распределение трудоемкости ТО-1 для ГАЗ-53 по агрегатам, узлам и видам работ
Наименование агрегатов, узлов, систем и видов работ |
Трудоемкость работ |
|
Откорректированная, ч. |
в % от общей |
|
1 |
2 |
3 |
Двигатель, включая системы охлаждения, отопления и смазки |
0,658 |
22,7 |
Сцепление |
0,029 |
1,0 |
Коробка передач |
0,040 |
1,4 |
Окончание таблицы 3.3.
1 |
2 |
3 |
Карданная передача |
0,095 |
3,3 |
Передняя ось и рулевое управление |
0,186 |
6,4 |
Тормозная система |
0,302 |
10,4 |
Ходовая часть |
0,383 |
13,2 |
Кабина, платформа и оперение |
0,139 |
4,8 |
Система питания |
0,191 |
6,6 |
Аккумуляторная батарея |
0,246 |
8,5 |
Генератор, стартер, реле-регулятор |
0,055 |
1,9 |
Приборы освещения и сигнализации |
0,107 |
3,7 |
Итого по агрегатам, узлам и системам |
2,430 |
83,9 |
Общий осмотр |
0,160 |
5,7 |
Смазочные и очистительные работы |
0,310 |
10,7 |
Всего |
2,900 |
100 |
Общая трудоемкость ТО автомобилей автогаража приводится в таблице 3.4.
Таблица 3.4. – Трудоемкость ТО автомобилей за год по маркам и всего
Марка автомобиля |
Количество, шт. |
Количество ТО за год |
Трудоемкость, ч. |
Общая трудоемкость,ч. |
||||
ТО-2 |
ТО-1 |
ЕТО |
ТО-2 |
ТО-1 |
ЕТО |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ГАЗ-53Б |
22 |
44 |
264 |
5544 |
12,01 |
2,9 |
0,55 |
4337,4 |
САЗ-3507 |
16 |
32 |
192 |
4032 |
12,01 |
2,9 |
0,55 |
3158,4 |
Окончание таблицы 3.4.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
КАМАЗ-5320 |
4 |
12 |
46 |
664 |
20,01 |
4,69 |
0,69 |
913,9 |
УРАЛ-375 |
1 |
3 |
12 |
166 |
19,7 |
4,49 |
0,67 |
230,8 |
УАЗ-452Д |
3 |
6 |
36 |
756 |
10,01 |
2,6 |
0,47 |
592,2 |
ЗИЛ-130 |
11 |
22 |
132 |
2756 |
12,01 |
2,9 |
0,55 |
2171,4 |
ГАЗ-53А |
18 |
36 |
216 |
4536 |
11,81 |
2,79 |
0,55 |
3555,3 |
Всего |
75 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
14957,3 |
3.5 Расчет численности производственных рабочих
Технологически необходимое число рабочих рассчитывается по формуле
где - годовой объем работ по ТО, ч.;
- годовой фонд времени рабочего, ч.
Годовой фонд времени рабочего рассчитываем по формуле
где - число календарных дней в году;
- число выходных дней в году;
- число праздничных дней в году;
- продолжительность рабочего дня, ч.; =8ч.;
- количество смен;
- число предпраздничных дней в году;
- час сокращения рабочего дня перед выходными днями, ч.;
Принимаем, для проведения операций ТО в автогараже 6 рабочих.
3.6 Влияние условий эксплуатации на техническое состояние автомобилей
В процессе эксплуатации техническое состояние автомобиля ухудшается и надежность его снижается. Ухудшение технического состояния автомобиля происходит вследствие износа и коррозии деталей. Износ и коррозия приводят к появлению биения и стуков в сопряженных деталях и повышению динамических нагрузок. Условия и характер работы деталей изменяются, снижается работоспособность и ухудшаются эксплуатационные свойства автомобиля.
На интенсивность изнашивания оказывает влияние большое число факторов, которые можно условно разделить на две группы:
- факторы, на уровень влияния которых хозяйства
не могут воздействовать; - факторы, на уровень влияния которых хозяйства
могут воздействовать.
Наибольший интерес представляют факторы второй группы. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Как известно, в сельском хозяйстве большую часть грузов перевозят по грунтовым дорогам.
При работе автомобиля на сухих грунтовых дорогах вместе с топливом, маслом и воздухом в его агрегаты попадает большое количество пыли, что приводит к интенсивному изнашиванию деталей двигателя, особенно деталей цилиндро-поршневой группы, втулок рессор, шкворневых соединений и других деталей.
Современные воздухоочистители при правильной эксплуатации задерживают до 98—99% пыли, содержащейся в воздухе, и только 1—2% поступает с воздухом в цилиндры двигателей. Поэтому воздухоочистители необходимо всегда содержать исправными, проверять состояние фильтрующих элементов и качество масла воздухоочистителей.
Загрязненные фильтрующие элементы, отсутствие уплотнительных прокладок, недостаточный уровень масла в поддоне воздухоочистителя, несоблюдение периодичности смены масла или масло плохого качества снижают
эффективность работы воздухоочистителя.
В условиях запыленного воздуха при неисправном воздухоочистителе, плохой вентиляции картера двигателя или отсутствии крышки заливной горловины масло, циркулирующее в системе смазки двигателя, загрязняется абразивными частицами, что вызывает ускоренный износ (в 9—10 раз) шеек и подшипников коленчатого вала, распределительного вала, толкателей и других деталей.
Повышение долговечности двигателя во многом зависит от поддержания оптимального теплового режима в процессе его работы.
Наибольшее влияние на тепловой режим двигателя оказывает низкая температура окружающего воздуха. При работе автомобиля в зимнее время ухудшаются условия смесеобразования и воспламенения топлива, возрастает отдача тепла в атмосферу. Зимой двигатель нередко работает в переохлажденном состоянии, при длительных остановках его часто запускают, чтобы прогреть, а это приводит к преждевременному износу деталей двигателя.
При понижении температуры нагрева двигателя ниже 80°С интенсивность износа стенок цилиндров резко возрастает вследствие изменения условий трения, конденсации паров воды и продуктов неполного сгорания, смывания смазки со стенок цилиндров.
Применение термостата или устройства для отключения вентилятора, установка жалюзи и шторки перед радиатором системы охлаждения, масляного радиатора в системе смазки способствуют поддержанию оптимального теплового режима двигателя, снижают износ деталей и повышают топливную экономичность двигателя. Неисправная работа хотя бы одного из перечисленных устройств ухудшает тепловой режим двигателя.
Термостат уменьшает интенсивность циркуляции жидкости в системе охлаждения и регулирует температурный режим двигателя. При его отсутствии интенсивность циркуляции жидкости значительно увеличивается, и при низких температурах двигатель часто работает в переохлажденном состоянии.
В условиях низкой температуры, чтобы уменьшить износ деталей двигателя, применяют предпусковой разогрев, утеплительные чехлы, постоянно наблюдают за работой оборудования и устройств, регулирующих температурный режим двигателя, используют жидкости, замерзающие при низкой температуре.
Для контроля температурного режима двигателя на всех автомобилях должны быть исправные указатели температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения. При этом необходимо систематически проверять правильность показаний приборов.
Режим работы двигателя значительно зависит от технических приемов управления автомобилем. Мастерство вождения оказывает большое влияние на срок службы агрегатов и механизмов автомобиля. Применение наивыгоднейших методов вождения и высокое мастерство повышают межремонтные пробеги автомобиля и агрегатов в 2—3 раза.
Режим движения автомобиля зависит от квалификации водителя. Поэтому у водителей различной квалификации, работающих в одинаковых условиях, расход топлива автомобилями может изменяться на 25% и более.
Расчетливое управление автомобилем заключается в правильном выборе наибольших средних скоростей в конкретных условиях движения при наименьшем количестве переключений передач, торможений, открытий дроссельной заслонки.
Нерасчетливое движение приводит к частым и резким торможениям, и запасенная кинетическая энергия в автомобиле превращается в работу трения тормозных накладок и барабанов. Водители, освоившие технику экономичного вождения автомобиля, редко прибегают к резким торможениям, запасенную энергию используют для движения накатом, а при подъезде к препятствию или остановке лишь легко тормозят.
От умелого вождения автомобиля в различных условиях эксплуатации зависит, в частности, продолжительность работы шип. Для сохранения шин не следует допускать резкого торможения и трогания с места, буксования колес, перегрузку шин, движения с большой скоростью по плохим дорогам и на крутых поворотах и т.п.
Особенно большое влияние на срок службы оказывает перегрузка автомобильных шин. Она может быть не только следствием общей перегрузки автомобиля, но и результатом неправильного расположения груза в кузове и
перевозки длинномерных грузов без прицепа.
Па надежность, техническое состояние автомобилей, расход топлива влияют и другие эксплуатационные факторы: длина ездки, состояние дороги, время года, температура и давление воздуха и др.
Приспособление автомобиля к определенным условиям работы, умелый выбор дороги, предусмотрительность водителя и расчетливое вождение автомобиля уменьшают, а иногда и полностью устраняют отрицательное влияние неблагоприятных условий эксплуатации.
3.7 Влияние качества технического обслуживания и эксплуатационных материалов
Огромное влияние на износ агрегатов автомобиля и расход топлива оказывает качество топлива и смазочных материалов, применение их в соответствии с конструктивными особенностями автомобиля, климатическими и сезонными условиями. При использовании зимой летнего масла потери в механизмах трансмиссии увеличиваются почти в три раза и повышается расход топлива на 10—12%.
К отрицательным последствиям приводит использование топлива, не соответствующего климатическим и сезонным условиям. Одним из условий повышения надежности автомобиля и его экономичности является применение топлив и масел, рекомендованных для данных моделей и условий эксплуатации автомобилей, а также своевременная замена масел через рекомендуемый пробег и с наступлением другого времени года.
Многочисленные эксперименты показывают, что применение топлива, не соответствующего конструктивным особенностям автомобиля, может увеличить расход топлива на 70% и повысить износ двигателя на 30—40%.
Наблюдения показывают, что к резкому ухудшению эксплуатационных качеств автомобиля приводит несоблюдение периодичности и низкое качество выполнения работ технического обслуживания.
Так, например, при увеличении зазора между барабанами и тормозными
колодками на 0,5 мм тормозной путь при скорости 30 км/ч возрастает примерно на 20% у полностью груженого и на 10—15% у порожнего автомобиля.
Уменьшение необходимого зазора между накладками и барабанами увеличивает сопротивление качению автомобиля, перегрев дисков колес, расход топлива.
К снижению легкости хода автомобиля (выбега), а как следствие и к снижению его топливной экономичности приводит также повышенное трение в подшипниках трансмиссии, неправильная регулировка зацепления шестерен и повышенная вязкость масла в агрегатах трансмиссии, понижение давления воздуха в шинах, чрезмерная затяжка подшипников передних колес, неправильная установка углов управляемых колес.
Правильной регулировкой механизмов и агрегатов автомобиля можно снизить расход топлива на 20%.
Уменьшение давления в шинах автомобиля ГАЗ-53А с 0,35 до 0,2 МПа при движении со скоростью 50 км/ч увеличивает расход топлива на 15—20%.
При понижении давления воздуха только в одной передней шине автомобиля ГАЗ-53А с 0,35 до 0,3 МПа расход топлива увеличивается почти на 2%, а при таком же понижении давления во всех шинах - на 4-5%.
Кроме того, нарушение давления воздуха в шинах резко снижает срок их службы и безопасность движения автомобиля.
Давление воздуха установлено для каждого размера шин в зависимости от конструкции автомобиля и оси, на которой она установлена. Это давление следует соб людать при любых климатических и дорожных условиях.
Наибольший срок службы автомобильных шин обеспечивается при соблюдении рекомендуемого давления воздуха в шинах. Повышение и особенно понижение давления по отношению к нормальному уменьшает пробег шины. Например, незаметное по внешнему виду шины снижение давления на 10% почти настолько же уменьшает ее пробег, а повышение давления на 10 и 20% снижает пробег шины соответственно на 5 и 10%.
Наблюдения показывают, что неправильная и несвоевременная регулировка приборов системы питания, зажигания и газораспределительного механизма
значительно ухудшают экономичность и снижают мощность двигателя.
Например, неисправная работа клапана экономайзера карбюратора увеличивает расход топлива на 10-15%. При неисправной работе одной искровой свечи зажигания расход топлива в шестицилиндровом двигателе увеличивается на 20-25%, а при двух неисправных свечах - на 50-60%.
Установка более позднего зажигания по отношению к наивыгоднейшему для данного режима работы двигателя на 15-20° приводит к увеличению расхода топлива па различных режимах примерно на 15% и падению мощности двигателя на 10%. Увеличение или уменьшение только зазора между контактами прерывателя-распределителя на 0,1 мм изменяет угол опережения на 4-5°. Приведенные примеры не исчерпывают всего многообразия случаев влияния качества технического обслуживания на надежность автомобиля в эксплуатации. Однако они убедительно показывают, что качественное и своевременно выполненное техническое обслуживание позволяет значительно улучшить техническое состояние автомобиля, повысить срок его службы, снизить затраты на эксплуатацию автомобилей и повысить безопасность движения.
Разработка конструкторская. Гидравлический подъемник
При проведении технического обслуживания грузовых автомобилей зачастую приходится поднимать переднюю или заднюю часть автомобиля.
Нами предлагается "подъемник гидравлический" для подъема переднего или заднего мостов автомобиля.
Подъемник представляет собой тележку, снабженную двумя парами колес. Для увеличения маневренности задние колеса выполнены поворотными. На раме приспособления гидравлического смонтированы основные его узлы: механизм подъема и управления, силовой аппарат, элементами которых являются две педали 1 (рис 5.1), рукоятка 2, тяга 3, ось 4, стрела 5, направляющие планки 6, подхват 7, пята 8.
Принцип работы приспособления следующий. Приспособление подкатывают под автомобиль, затем устанавливают так, чтобы подхват находился под мостом автомобиля. Подняв автомобиль на необходимую высоту рукояткой приспособления, поднимается стрела и устанавливаются подставки под мост автомобиля.
В данном положении происходит техническое обслуживание и ремонт узлов и агрегатов автомобиля.
Техническая характеристика приспособления.
Тип – гидравлический;
Высота подхвата над полом, мм – 165;
Высота подъема на полом, мм – 550;
Рабочая жидкость – масло индустриальное И20А ГОСТ20799–75;
Габаритные размеры, мм – 1630*1350*440.
Рисунок 5.1 – Схема подъемника гидравлического для проведения ТО автомобилей
На листах графической части проекта представлены сборочные чертежи приспособления гидравлического в целом, стрелы, а так же рабочие чертежи отдельных деталей.
5.1 Расчет конструкции
5.1.1 Кинематический расчет конструкции
Рисунок 5.2 – Схема перемещения стрелы
Перемещение стрелы под действием поршня силового цилиндра, относительно оси А, происходит по окружности на угол в 600.
Чтобы определить длину хода поршня воспользуемся формулой длины окружности, т к каждая точка стрелы будет совершать движение по окружности.
где – радиус перемещения точки В – места крепления штока поршня, к стреле приспособления, мм.
Но так как стрела переместится не на 3600, а всего лишь на 600, то перемещение составит 1/6 часть полной длины окружности. Тогда длина хода определится по формуле:
5.1.2 Прочностной расчет шейки подхвата
Рисунок 5.3 – схема подхвата для проверки шейки
Материал – сталь 40Л;
Термообработка – улучшение;
Допускаемые напряжения сжатия []=230 МПа.
Действующее значение напряжений сжатия определим по формуле:
Так как , то прочность подхвата обеспечена.
5.1.3 Проверка оси на прочность
Рисунок 5.4 – Схема оси приспособления
Принимаем материал сталь ст.3 ГОСТ 535–79. Допускаемые напряжения изгиба МПа. Допускаемые напряжения среза МПа.
Рассмотрим ось, как балку жестко закрепленную с двух концов. Строим эпюру изгибающего момента.
Согласно эпюре, максимальное значение изгибающего момента:
Напряжения изгиба, возникающие в оси определим по формуле:
Па или 108,6 МПа.
Прочность по напряжениям изгиба обеспечена.
Рисунок 5.5 – Схема распределения нагрузки и закрепления оси
Рисунок 5.6 – Схема изгибающего момента
5.1.4 Проверка оси на срез
Площадь среза определяем по формуле:
мм2 или 1256·10-6 м2.
Определяем усилие среза
Определяем напряжения среза
Прочность на срез обеспечена.
Рисунок 5.7 Схема расположения нагрузки при срезе
5.1.5 Проверка оси на срез
Принимаем тот же материал и допустимые напряжения.
Диаметр оси 20 мм.
Определяем площадь среза.
мм2 или 3,14·10-4 м2.
Па или 100,3 МПА.
Следовательно можно принимать материал ст.6 с МПа или конструкционную сталь 20, 40, 45. У стали 45 МПа.
Окончательно принимаем сталь 45 ГОСТ 1050–74.
Доклад к диплому:
Уважаемый председатель!
Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!
Вашему вниманию предлагается дипломный проект, выполненный на тему: «Обслуживание техническое автомобилей грузовых с разработкой гидравлического подъемника».
Эффективность использования автотранспортных средств зависит от их способности выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобилей их функциональные свойства постепенно ухудшаются.
Для предупреждения поломок и незамедлительного их устранения необходимо планирование и внедрение в производство своевременного и качественного технического обслуживания, что позволит снизить затраты денежных средств и трудовых ресурсов.
(ЛИСТ 1) Анализ показателей использования автопарка показал, что:
1. Среднесписочное число грузовых автомобилей за последние три года снизилось с 83 штук в 2004 году до 75 штук в отчетном году.
2. Общий пробег автомобилей также снизился и составил 2 140 000км в отчетном году, тогда как в базисном этот показатель составлял 3 630 000км.
3. За эти годы значительно снизился коэффициент использования автопарка и составил 0,41 в 2006 году, а в 2004 году этот показатель составлял 0,54.
С целью поддержания автомобильного парка в работоспособном состоянии предлагается ряд мероприятий, разработанных в дипломном проекте. Одним из таких мероприятий является разработка годового плана-графика технического обслуживания на 2007 год. (ЛИСТ 2,3).
Исходными данными для разработки плана-графика послужило следующее:
1. Техническое состояние каждого автомобиля на 1 января 2007 года, которое определяется пробегом с начала эксплуатации автомобиля и последним видом технического обслуживания.
2. Периодичность проведения технического обслуживания для каждой марки автомобилей, откорректированная в зависимости от категории условий эксплуатации, природно-климатических условий, пробега от начала эксплуатации.
3. Трудоемкость проведения всех видов технического обслуживания автомобилей, используемых в хозяйстве.
4. Годовой и ежемесячный пробег каждого автомобиля, сложившийся за последние три года.
На основании проведенных расчетов определена последовательность выполнения и общая трудоемкость, которая составила 14957,3 часа.
Для лучшей организации работ при выполнении технического обслуживания, разрабатываются организационно-технологические карты для каждого из видов технического обслуживания и для каждой марки автомобилей. (ЛИСТ 4) Нами для примера разработана организационно-технологическая карта на ТО-1 автомобиля ГАЗ-53А.
Карта включает в себя:
1. Наименование операции;
2. Трудоемкость выполнения каждой операции;
3. Распределение трудоемкости между исполнителями;
4. Распределение операций по времени проведения ТО;
5. технические условия;
6. Необходимое оборудование и инструмент.
Общая трудоемкость составила 2,9часа, время простоя на ТО 1,45часа. Работу выполняют слесарь и водитель.
(ЛИСТ 5) В качестве конструкторской разработки нами предлагается подъемник гидравлический для подъема переднего или заднего мостов автомобиля.
Подъемник представляет собой тележку, снабженную двумя парами колес. Для увеличения маневренности задние колеса выполнены поворотными. На раме подъемника смонтированы основные его узлы: механизм подъема и управления, силовой аппарат, элементами которых являются две педали, рукоятка, тяга, ось, стрела, направляющие планки, подхват, пята.
Принцип работы приспособления следующий. Приспособление подкатывают под автомобиль, затем устанавливают так, чтобы подхват находился под мостом автомобиля. Подняв автомобиль на необходимую высоту рукояткой приспособления, поднимается стрела и устанавливаются подставки под мост автомобиля.
В данном положении происходит техническое обслуживание, ремонт и замена узлов и агрегатов автомобиля.
На последующих листах приведены чертежи сборочных единиц и рабочие чертежи деталей (ЛИСТ 6,7,8).
В дипломном проекте также уделено внимание вопросам охраны труда и экологии.
(ЛИСТ 9) Внедрение в производство разработок проекта позволит:
1. Уменьшить количество рабочих, занятых при техническом обслуживании автомобилей на 2 человека;
2. Снизить трудоемкость ТО автомобилей на 8%;
3. Получить годовую экономию в размере 1269934,2 рублей;
4. Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений в размере 814000 рублей довести до 0,64 года.
ДОКЛАД ОКОНЧЕН. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Дополнительные материалы: доклад – 4 листа в программе Word.
Проект автотранспортного предприятия на 58 АТС с расчетом автомобиля МАЗ-551603
Код: 01.01.06.01.34Чертежи (в программе Компас) 8 листов
Реконструкции корпуса гаража с разработкой устройства для снятия тормозных накладок
Код: 01.01.06.01.32Чертежи (в программе Компас) 11 листов
Проект устройства для сбора отработанных масле и заправки консистентных смазок
Код: 01.01.06.01.31Чертежи (в программе Компас) 10 листов
Реконструкция АТП с разработкой стенда для контроля тормозных сил автомобилей
Код: 01.01.06.01.01Чертежи (в программе Компас) 11 листов
Модернизация производственной базы АТП с разработкой установки для промывки топливной системы впрыска двигателя
Код: 01.01.06.01.66Чертежи (в программе Компас) 14 листов
Совершенствование ТО автопарка за счет внедрения конструктивной разработки устройства для забора отработанного масла из картера двигателя и агрегатов трансмиссии
Код: 01.01.06.01.68Чертежи (в программе Компас) 10 листов