Пояснительная записка (в программе Word): 112 страниц, 42 рис., 8 таблиц, 25 литературных источников
Дополнительные материалы: аннотация на 1 листе, задание на 2 листах, бизнес-справка на 2 листах, ведомость к дипломному проекту на 2 листах
Чертежи (в программе): Компас 3D v, 11 листов
ВУЗ: Вятская государственная сельскохозяйственная академия
Спецификация - 2 листа
Описание
В проекте выполнена модернизация тормозной системы автомобиля ГАЗ-2705.
Выполнен анализ производственной деятельности предприятия и обоснование темы проекта.
Дана общая характеристика. На предприятии осуществляются следующие виды деятельности: перевозка и доставка строительных материалов, перевозка людей, техобслуживание и ремонт подвижного состава.
Составлена характеристика зоны ТО и ремонта.
В зоне проводятся регулировочные и разборочно-сборочные работы на трех универсальных постах тупикового типа, методом специализированных бригад. На постах технического облуживания выполняются крепежные, - регулировочные, смазочные, заправочно-очистительные и электротехнические работы.
В проекте предлагается проведение модернизации тормозной системы повышенной эффективности для автомобиля ГАЗ-2705 путём усовершенствования вакуумного усилителя увеличенной надёжности.
Произведен обзор тормозных механизмов автомобилей категории N1.
- Приведено общее описание тормозной системы и безопасности автомобиля.
- Тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения и/или остановки транспортного средства. Она удерживает транспортное средство от самопроизвольного движения во время стоянки.
- Рассмотрены конструкции тормозных механизмов: барабанного, дискового, антиблокировочной системы.
- Сделан обзор конструкций тормозных приводов: механического, гидравлического, пневматического, электрического и комбинированного.
- Описан способ повышения эффективности тормозных систем.
Выполнена разработка вакуумного усилителя тормозов.
Составлены требования к тормозной системе.
Проведен обзор конструкций усилителей тормозного привода: вакуумный, гидравлический, гидровакуумный, электрический.
Описан вакуумный усилитель тормозного привода. Посредством резиновой диафрагмы совместно с корпусом клапана полость вакуумного усилителя делится на две камеры: вакуумную и атмосферную. Вакуумная камера через обратный клапан наконечника и шланг соединена с впускной трубой двигателя. Корпус клапана выполнен пластмассовым. В нем выполнена установка штока привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфера штока, поршня корпуса клапана, клапана в сборе, возвратных пружин и толкателя, воздушного фильтра. В момент нажатия на педаль происходит перемещение толкателя, затем поршня и вслед за ними клапана до момента упора в седло корпуса клапана. При этом происходит разобщение вакуумной и атмосферной камер. При дальнейшем перемещении поршня происходит отход его седла от клапана, в результате чего образуются зазор, через который камера соединяется с атмосферой. Поступивший через фильтр воздух создает давление на диафрагму. Вследствие разности давления в камерах корпус клапана вместе со штоком совершает перемещение. При этом шток оказывает воздействие на поршень главного цилиндра. В момент отпускания педали от седла корпуса отходит клапан. Через образовавшийся зазор камеры сообщаются между собой.
Разработана кинематическая схема усилителя.
В проекте в качестве конструкторской разработки предложен сигнализатор, обеспечивающий зажигание лампы неисправного контура на щитке приборов в случае выхода из строя одного из контуров раздельного привода вследствие воздействие разности давления при первом нажатии на педаль тормоза. Устройство относится к системе тормозов автомобиля. Оно обеспечивает контроль исправности контуров системы тормозов. В конструкции проектируемого автомобиля предусмотрены две независимые тормозные системы, обеспечивающие рабочие и стояночное торможение.
Конструкция модернизированной рабочей тормозной системы включает передние диски, задние барабанные тормозные механизмы и привод рабочей тормозной системы. Привод выполнен из вакуумного усилителя, главного тормозного цилиндра, сигнализатора разности давлений в контурах, регулятора давления, шлангов, трубопроводов и рычагов. Вакуумный усилитель автомобиля двухкамерного типа обеспечивает уменьшение усилия на педаль в процессе торможения. Он прикреплен к переходному кронштейну посредством гаек с пружинными шайбами. Кронштейн расположен на щитке передка. Конструкция вакуумного усилителя включает корпус, крышку корпуса, корпус клапанов с прикрепленным к нему поршнем с диафрагмой и соединителем поршней. Посредством главного тормозного цилиндра создается давление в двух независимых гидравлических контурах.
Разработана кинематическая схема сигнализатора разности давлений в контурах. Крепление сигнализатора выполнено при помощи специального крепления на болты. Его конструкция включает корпус, поршень с уплотнительными резиновыми кольцами и датчики контрольной лампы.
Приведен расчет тормозного механизма с определением удельной нагрузки на тормозные накладки 63,9 Н/см2, удельной работы трения 2,14 Дж/см2, нагрева тормозного барабана 125,70 0С.
В ходе расчета гидравлического привода рассчитаны значения:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Скорость перемещения поршня тормозного цилиндра |
0,025 м/сек |
2 |
Выходная мощность гидропривода |
2500 Вт |
3 |
Полезная площадь цилиндра |
0,025 м2 |
4 |
Диаметр цилиндра |
20 мм |
5 |
Диаметр штока |
10 мм |
6 |
Максимальное рабочее давление |
11,0 МПа |
7 |
КПД |
0,84 |
В качестве рабочего вещества принята тормозная жидкость.
- Разработана технология технического обслуживания тормозной системы автомобиля ГАЗ-2705.
- Описаны проверки, выполняемые без применения специального оборудования, с применением измерителей, проверка герметичности без нагрузки и под нагрузкой, проверка состояния контрольного клапана.
- Составлен перечень неисправностей тормозной системы. Выполнена планировка участка ТО и ремонта.
- Приведен раздел по безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности.
- Выполнена технико-экономическая оценка проекта с расчетом годового экономического эффекта в размере 537500 руб и срока окупаемости капитальных вложений 2,57 года.
В дипломной работе проведена модернизация тормозной системы автомобиля ГАЗ-2705 и выполнена конструкторская разработка сигнализатора разности давлений в контурах тормозной системы.