Пояснительная записка (в программе Word): 87 страниц, 10 рис., 17 таблиц, 7 литературных источников
Дополнительные материалы: нет
Чертежи (в программе): Компас 3D v и AvtoCAD, 11 листов
ВУЗ: КГУ
Описание
В проекте проведена модернизация коробки передач и левой коробки отбора мощности автогудронатора ДС-142Б.
Посредством автогудронатора выполняется транспортировка жидких битумных материалов в холодном и горячем состоянии с мест производства или хранения, распределение их при ремонте или строительстве автомобильных дорог и аэродромов.
Разработана конструкторская часть.
Проведен анализ конструкции и сделано обоснование выбора конструктивной схемы коробки отбора мощности.
КОМ обеспечивает привод гидронасоса. Отбор мощности выполняется через зубчатое зацепление с блока шестерен заднего хода. Конструкция коробки включает корпус с размещенными в нем подшипниками, на которые выполнена установка валов, механизм включения, шестерню, входящую в постоянное зацепление с шестерней привода промежуточного вала КПП автомобиля КамАЗ. В момент включения зубчатого зацепления выполняется передача мощности на выходной вал коробки от первичного вала. Включение механизма выполняется сжатым воздухом. В момент подачи воздуха в пневмокамеру он оказывает воздействие на поршень, за счет чего выполняется перемещение оси с размещенным на ней зубчатым колесом. Колесо находится в зацеплении с шестернями на выходном валу и находящейся в постоянном зацеплении с шестерней привода промежуточного вала КПП. Возвращение оси в исходное положение выполняется поршнем при подаче давления воздуха с другого конца. Происходит отключение КОМ.
Выполнен тяговый расчет автомобиля.
Все расчеты выполнены с помощью Microsoft Excel.
Для построения внешней скоростной характеристики двигателя определены величины эффективной мощности и крутящего момента в зависимости от частоты вращения двигателя, при полном открытии дроссельной заслонки или полной подаче топлива:
Частота оборотов двигателя, об/мин |
600 |
1000 |
1400 |
1800 |
2200 |
2600 |
2930 |
Мощность, кВт |
29,56 |
57,38 |
87,39 |
115,95 |
139,37 |
154 |
156,8 |
Крутящий момент, Н×м |
470,59 |
547,9 |
596,17 |
615,19 |
605,01 |
565,6 |
511,2 |
При определении силового баланса автомобиля рассчитана тяговая сила на ведущих колесах на всех передачах, сила сопротивления дороги и воздуха.
Определен динамический фактор и составлен мощностной баланс автомобиля.
Рассчитано ускорение, время и путь разгона.
Сделан кинематический расчет привода коробки.
Выполнено определение частоты вращения валов и колёс: число оборотов двигателя составляет 650 об/мин, шестерни 2 и 3 840 об/мин, промежуточного вала КПП – 351 об/мин.
В ходе расчета мощностей на валах определен КПД прямозубой передачи 0,97, мощность на валу КОМ 29 кВт, на промежуточном - 32,7 кВт.
Определены моменты на валах КОМ и вычислен запас мощности, который составляет 2,89 кВт.
Произведен расчет коробки отбора мощности.
Вычислена толщина наружных стенок чугунных отливок – 6 мм.
При расчете зубчатых колес выполнен проверочный расчёт на контактную выносливость полюса зацепления с определением контактного напряжения для ведущей шестерни 187,5 МПа, окружной силы 9625,6 Н, окружной скорости 3,66 м/с.
Выполнены аналогичные расчеты с определением основных значений для промежуточных шестерен и ведомого вала-шестерни.
Приведен проверочный расчёт зубьев на выносливость по напряжениям изгиба.
Сделан проверочный расчет валов с построением эпюр и определением коэффициента запаса прочности.
В ходе расчетов подшипников приняты подшипники: № 204 и 210.
Выполнен расчет промежуточной оси и проверочный расчет шестерен промежуточного вала.
Разработана экономическая часть проекта.
Выполнен функционально-стоимостной анализ (ФСА) модернизации коробки отбора мощности автогудронатора.
Проведена модернизация конструкции и технологии изготовления КОМ, в результате чего изменилась стоимость её изготовления. За счет принятых мер уменьшилась цена изготовления агрегата, упростился процесс его сборки, повысилась ремонтопригодность.
Составлен раздел по безопасности и экологичности проекта.
В работе выполнена модернизация коробки передач и левой коробки отбора мощности автогудронатора ДС-142Б путем замены сварного корпуса на литой, применения бронзовых втулок в местах трения промежуточной оси о корпус, изменения конструкции промежуточной оси и выходного вала, изменения способа крепления подшипников на валу.