Пояснительная записка (в программе Word) 26 л., прилагается комплект маршрутных и операционных карта механической обработки,6 литературных источников, прилагаются бланки исходных данных для расчета на восстановление детали
Чертежи (в программе Компас 3Dv) 3 листа, спецификация
Описание
При выполнении курсовой работы был разработан процесс ремонта и восстановления шейки вала шестеренчатого насоса.
Шестерёнчатый насос НРМ-2 с внутренним зацеплением применяют в молокоперерабатывающей промышленности. Применяются в машинах, рабочим органам которых является электродвигатель, которые применяются для подачи кисломолочных продуктов на заданную высоту.
У шестеренного насоса НРМ-2 с внутренним зацеплением основными рабочими органами являются зубчатый ротор и ведомая шестерня, расположенная эксцентрично продольной оси насоса. Часть её зубьев входит в зацепление с зубьями ротора. Шестерня свободно посажена на палец, снабженный втулкой.
Насос работает следующим образам. Перекачиваемый продукт самотёком поступает в рабочую камеру и заполняет впадины между зубьями ротора и шестерни. Вращаясь, зубья переносят перекачиваемый продукт вдоль серповидного выступа, а затем начинают входить в зацепление. При этом продукт вытесняется из впадин и поступает в нагнетательный патрубок.
Для разборки насоса НРМ-2 используют различные инструменты: гайковерты, ключи, съемники, прессы и др.
Разборка насоса начинается:
- гайка 20;
- затем шайба 24;
- после снимается крышка в сборе, в следующей последовательности: шестерня 6, втулка 8, палец 7, крышка 5;
- затем снимается прокладка 4;
- ротор 3;
- шпонка 25;
- гайка 10;
- конус 11;
- гайка 25;
- конус 26;
- болт 19;
- затем снимается кронштейн с корпусом в сборе, в следующей последовательности: гайка 15, штифт 18; насадка 17; нажимная втулка 16; набивка сальника 14; гайка 13; корпус насоса 2.
Вал диаметром 35 мм имеет износ посадочного места под шестерню, величина износа – 0,3 мм на диаметр.
Материал вала – сталь 5. Данный вал находится с насадкой в неподвижном соединении. После восстановления и обработки вал должен иметь наибольшую высоту микронеровностей Rmax = 0,032 мкм.
Возможными способами восстановления износа вала, с учётом имеющихся установок на ремонтном участке, являются: электромеханическая обработка, электроимпульсное наращивание, наплавка в среде СО2.
Износ отверстия под штифт крепления на валу электродвигателя
После восстановления и обработки оно должно иметь наибольшую высоту микронеровностей Rmax = 0,08 мм.
Возможными способами восстановления износа вала, с учётом имеющихся установок на ремонтном участке, является полная заварка места, где крепится штифт и установка его на другое место.
Износ шпоночной канавки по ширине
Величина износа- 0,6 мм.
Возможными способами восстановления износа шпоночных пазов, с учётом имеющихся установок на ремонтном участке, являются: фрезерование шпоночного паза с другой стороны, под углом 90°.Можно заварить ручной сваркой и потом профрезеровать.
В курсовой работе были приняты рациональные схема разборки и технология восстановления шейки вала под шестерню вала, износа шпоночной канавки и отверстия под штифт крепления.
Решение по схеме разборки было принято исходя из факторов ремонтного производства, таких как: недорогое ремонтное оборудование, сокращённое время работы и невысокая квалификация рабочих. Все данные факторы прямопропорционально снижают себестоимость ремонта наконечника.
Принятая схема разборки приводит кратчайшую последовательность разделения деталей насоса, при этом, используются самые простые инструменты, такие как, гаечный ключ, вороток, съёмник, шпилечный ключ.
Рациональная технология восстановления шейки вала была продиктована производственными обстоятельствами выполнения ремонтных работ: на ремонтном участке имеются установки для электромеханической обработки, электроимпульсной наплавки и наплавки в среде СО2.
Рациональной, с экономической точки зрения, оказалась электромеханическая обработка.
Принятая ремонтная технология обеспечивает восстановление шейки вала с применением минимального колличества оборудования и технологической оснастки. Целесообразность применения электромеханической обработки была определена в курсовом проекте по величине заработной платы. Из всех трёх видов ремонтных работ только у выбранной технологии затраты на заработную плату минимальны.
Исходя из принятых схемы разборки и технологии восстановления шейки вала, была составлена технологическая документация в виде маршрутной карты (МК) и карты эскизов механической обработки.