Пояснительная записка (в программе Word) 20 с., 7 источников
Чертежи (в программе Компас 3Dv и AvtoCAD) 2 листа, спецификация
ВУЗ ИГАСА
Описание
В курсовой работе по дисциплине «Автомобили: рабочие процессы и основы расчета автомобиля» выполнено проектирование сцепления автомобиля ВАЗ-2121 НИВА.
Выбор конструктивной схемы выполнено по следующим вопросам: тип сцепления и привода, число ведомых дисков, тип и число нажимных пружин, размеры фрикционных накладок, значение коэффициента запаса сцепления.
Выбираем на проектируемый автомобиль сухое фрикционное однодисковое сцепление с механическим приводом.
Выбираем 12 цилиндрических витых пружин с их периферийным расположением.
Наружный и внутренний диаметры фрикционных накладок выбирают по ГОСТ 12238-76 и 1786-66 в зависимости от максимального крутящего момента двигателя. Рекомендуется сначала принимать для наружного диаметра наименьшее, а для внутреннего - наибольшее значение.
Для проектируемого сцепления предварительно выбираем:
- наружный диаметр D=225мм;
- внутренний диаметр d=150мм.
Правильность предварительного выбора конструктивных основных параметров сцепления определяются проверочным расчетом в курсовой работе.
Для обеспечения чистого выключения сцепления рекомендуется следующие расчетные значения перемещения нажимного диска 1,6…2,0мм. Для проектируемого сцепления выбрано 1,6мм.
Зазор между подшипником выключения сцепления и концами рычагов принимается в пределах 2…4мм.
Для проектируемого сцепления выбираем 2,0мм.
Краткая техническая характеристика двигателя ВАЗ-2121:
- Тип двигателя – карбюраторный;
- Число цилиндров – 4;
- Диаметр цилиндра – 76мм;
- Ход поршня – 80мм;
- Рабочий объем двигателя – 1,5л;
- Степень сжатия – 8,5;
- Эффективная номинальная мощность – 52,3кВт;
- Максимальная частота вращения коленчатого вала- 5400;
- Максимальный крутящий момент - 127;
- Масса автомобиля с полной нагрузкой – 1610кг;
- Передаточные числа низших ступеней главной передачи и коробки передач- 3,9 и 3,67;
- Радиус колеса – 0,3456м.
Техническое обслуживание спроектированного сцепления заключается в регулировке его привода, своевременной подтяжке болтовых соединений, смазывании вала вилки выключение сцепления и вала педали, очистке деталей от грязи.
Нужно тщательно следить за затяжкой болтов крепления картера сцепления к блоку цилиндров. Момент затяжки болтов должен быть . Болты нужно затягивать равномерно крест-накрест. Сцепление не должно пробуксовывать при включенном положении, а при нажатии на педаль должно полностью выключаться. Свободный ход педали должен составлять 35…50мм, полный ход – не менее 180мм.
По мере износа фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали, в результате чего сцепление может пробуксовывать. Это приводит к быстрому износу ведомого диска износу подшипника выключения сцепления. В случае чрезмерного свободного хода (свыше 50мм) при нажатии на педаль не происходит полного выключения сцепления. Это ведет к повышенному износу ведомого диска и затрудняет переключение передач (повышается износ синхронизаторов в коробке передач).
Свободный ход педали регулируется сферической гайкой привода. Для уменьшения свободного хода гайку надо навернуть на тягу, затем затянуть контргайку.
При ТО-2 автомобиля надо смазать пресс-масленки до появления старой смазки в зазорах.