Пояснительная записка (в программе Word) 16 с., 2 источника
Чертежи (в программе Компас 3Dv) 4 листа
Описание
В курсовой работе выполнено проектирование однодискового фрикционного сцепления ЗИЛ-ММЗ-554.
Сцепление автомобиля ЗИЛ-ММЗ-554 сухое, однодисковое, состоит из двух основных частей: ведущего диска в сборе ( кожух, нажимной диск, нажимная диафрагменная пружина, соединительные пластины, опорные кольца) и ведомого диска в сборе с фрикционными наладками.
Управление сцеплением осуществляется посредством привода выключения сцепления (подвесная педаль) и механизма выключения ( вилка выключения сцепления и муфта выключения в сборе).
Располагается сцепление и механизм его выключения в колокообразном алюминиевом картере, крепящемся к фланцу блока двигателя 10-ю болтами. Нижняя часть торца картера сцепления закрыта фланцем усилителя одновременно к блоку двигателя и торцу картера сцепления для обеспечения повышенной жесткости системы блок двигателя – картер сцепления. Центрирование картера сцепления относительно оси коленчатого вала двигателя осуществляется с помощью двух штифтов запрессованных во фланец блока двигателя и входящих в отверстия на картере сцепления.
Ведущий блок. (см. СБ чертеж) Кожух сцепления закреплён на маховике коленчатого вала двигателя 6-ю центрирующими( специальными) болтами. Усилии нажимной диафрагменной пружины создает необходимую силу трения на поверхности фрикционных накладок и обеспечивает передачу крутящего момента от маховик через нажимной диск 8, кожух и соединительные пластины на ведомый диск сцепления и первичный вал коробки передач. Нажимная диафрагменная пружина представляет собой тарельчатый усеченный конус, имеющий за счет прорезей в центральной и внутренней части 12 лепестков, выполняющих роль рычажков выключения сцепления. Наружная неразрезная часть внутренним диаметром зажимается между 2 опорными кольцами 2 за счет загибки 12 усиков, выполненных в кожухе. При их загибке нажимная пружина на специальном приспособлении должна быть зафиксирована в плоском состоянии. Опорные кольца выполняют роль шарнира, относительно которого происходит поворот неразрезной верхней части диафрагменной пружины при нажатии на концы лепестков. Наружным диаметром диафрагменная пружина опирается на кольцевой выступ нажимного диска и отжимает нажимной диск в сторону маховика. Соединительные пластины (3группы по 3 пластины в группе) одним концом прилеплены к выступу нажимного диска, а другим – кожуху сцепления. С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха на нажимной диск и отвод нажимного диска в сторону от маховика при выключении сцепления.
Ведущий диск балансируется в сборе путем установки на фланец кожуха специальных балансировочных грузиков или высверливанием во фланце кожуха отверстий диаметром 8 мм. Допустимый дисбаланс – не более 10 г·см.
Ведомый диск сцепления (см. СБ чертеж) имеет 2 фрикционные накладки, прилепленные независимо одна от другой заклепками к пластинчатым пружинам 8. при увеличении нажатия на нажимной диск пластинчатые пружины постепенно распрямляются, обеспечивая более плавное включения сцепления. Пластинчатые пружины прилеплены заклепками 5 к диску, который при помощи пальцев соединен с диском . цилиндрические демпферные пружины. расположенные одновременно в окнах ступицы и дисков и , при передаче крутящего момента от фрикционных накладок к ступице сжимаются в зависимости от его величины и обеспечивают плавную передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Поворот фрикционных накладок с дисками относительно ступицы ограничен упором пальцев 10 в края U-образных вырезов.
Для балансировки ведомого диска применяются специальные балансировочные грузики, которые вставляются в отверстия пластины ведомого диска и расклёпывают. Число грузиков должно быть не более 3.
В подшипник выключения заложены специальные смазки, не требующие замены в течении всего срока эксплуатации.
Возможные неисправности и методы их устранения
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Метод устранения |
1. Пробуксовывание сцепления |
Отсутствие свободного хода муфты подшипника выключения сцепления. |
Отрегулировать свободный ход муфты подшипника выключения сцепления. |
Замасливание поверхности трения сцепления |
Устранить попадание масла в картер сцепления, обезжирить поверхности сцепления |
|
2. Неполное выключения сцепления |
Износ или разрушение фрикционных накладок |
Заменить фрикционные накладки или ведомый диск |
Не обеспечивается свободный ход муфты подшипника выключения сцепления |
Проверить исправность привода (попадание воздуха в гидравлическую систему, утечка рабочей жидкости, увеличенный свободный ход, малый полный ход и др). |
|
Устранить обнаруженные неисправности |
||
3. Запаздывание включения сцепления при трогании с места и включении передач |
Застывание рабочей жидкости в системе или неисправность пневматического усилителя |
Промыть гидравлическую систему и заполнить чистой рабочей жидкостью: устранить неисправность пневматического усилителя |
4. Течь воздуха через атмосферный клапан корпуса исполнительного цилиндра при нажатии на педаль |
Износ или разрушение манжеты пневматического поршня усилителя |
Заменить манжету |
5. Сцепление не удерживается в выключенном состоянии при нажатии педали |
Разрушение резинового уплотнительного кольца толкателя поршня гидравлического цилиндра |
Заменить кольцо |
6. Непрокачивается гидравлическая система |
Отсутствие свободного хода толкателя главного цилиндра: нарушение регулировки свободного хода толкателя; заедание педали |
Отрегулировать свободный ход толкателя, устранить заедание педали |
После разборки детали сцепления тщательно промыть и подвергнуть тщательному осмотру, обратив внимание на надёжность заклёпочных соединений, отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и обломов на ведущем и ведомом дисках, пружинных пластинах, кольцах, нажимной пружине, ступице, кожухе, вилке выключения сцепления и других деталей механизма.
Фрикционные накладки ведомого диска необходимо заменить, если на их поверхности имеются следы перегрева, трещины или сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок сцепления до головок заклёпок менее 0,2 мм.
При отсутствии на ведущем диске видимых повреждений, задиров, кольцевых канавок, прожогов на рабочей поверхности нажимного диска, износов конца рычагов выключения сцепления. Необходимо проверить нажимное усилие. Для этого закрепить ведущий диск на рабочую поверхность маховика, поместив между ними равномерно расположенные шайбы, толщиной 8мм. Размер торца маховика должен быть 42,5±2мм, отклонение от положения в одной плоскости ±0,25мм, при необходимости отрегулировать рычаги.
Проверка состояния привода сцепления заключается во внешнем осмотре и регулировке полного и свободного хода педали сцепления, полный ход должен быть не менее 180мм, свободный ход 35-50мм.