Особенности автоматической коробки передач (АКПП)

     Гидромеханическая автоматическая коробка передач, или «обычный автомат».

       В первую очередь, необходимо усвоить, что из всех позиций, в которых может находиться селектор управления АКПП, ни одна не является для "автомата" совершенно безвредной. В любой из режимов работы "автомата" нужно переходить только после полной остановки автомобиля, а в режиме N (нейтраль) нельзя двигаться накатом.

2-1

      Для автоматических коробок передач предусмотрен ряд специальных режимов, которые обозначаются цифрами или буквами (L, 1, 2, 3). Переходить из режима D в диапазоны пониженных передач можно на ходу, но надо помнить, что точно так же, как на автомобиле с механической КПП, возбраняется сразу переключаться с пятой передачи на первую, нельзя на высокой скорости немедля переводить селектор из положения D в "1".

2-2

         Устройство АКПП.

       АКПП для переднего, заднего и полного приводов различаются компоновкой. В целом, принцип действия одинаков. Рассмотрим основные узлы автоматической трансмиссии.

2-3

1- Гидротрансформатор ( “бублик”). По своим функциям напоминает сцепление при механической КПП.
2-Планетарная передача. Изменяет передаточное отношение в АКПП при переключении передач.
3- Фрикционы и тормозная лента. Непосредственно переключают передачи.
4-Блок клапанов. Как правило, выполнен в виде металлической пластины с системой каналов. В каналах установлены клапаны, контролирующие давление и направление течения масла. Служит для управления фрикционами и тормозной лентой.

2-4

       Гидротрансформатор

       Передает крутящий момент от двигателя к элементам АКПП. Крыльчатка механически связана с двигателем. Вращаясь, она созает поток масла, который, в свою очередь, вращает турбину. Однако, создаваемого крутящего момента будет недостаточно. Для того, чтобы увеличить момент, используется статор. Он перераспределяет поток масла таким образом, чтобы он, имея еще запас энергии, повторно воздействовал на крыльчатку, создавая увеличивая крутящий момент.

        Планетарная передача.

      Компактна в силу своей конструкции. Переключение передач осуществляется путем блокировки одних и разблокировки других элементов

        Фрикционы и тормозная лента.

      Фрикционы - блокируют элементы планетарной передачи между собой. Тормозная лента - блокирует планетарную передачу на корпус коробки.

        Блок клапанов.

       Управляет блокировками элементов планетарной передачи. В зависимости от конструкции управление может быть механическим и электронным. Основными датчиками для электронным систем управления АКПП являются датчик дроссельной заслонки и датчик холостого хода. В блоке клапанов стоят соленоиды, электрические сигналы на которые поступают из модуля управления. При механическом управлении клапана приводятся в действие разностью давлений масла в гидравлической системе трансмиссии. 
       Обслуживание автоматических коробок заключается в проверке уровня масла и в замене масла и его фильтра после определенного пробега. Поскольку уровень масла в "автомате" сильно меняется в зависимости от температуры, у этой операции есть свои тонкости. Чтобы точно определить уровень масла, АКПП прогревают пробегом не менее 10 км, после чего устанавливают автомобиль на горизонтальную площадку, а проверку проводят при работающем на холостых оборотах двигателе. Рычаг коробки должен находиться в положении P. Исключение - автомобили Mitsubishi, Hyundai, Proton, некоторые модели Chrysler с "автоматами" Mitsubishi, а также VW и Audi со старыми трехскоростными АКПП. Здесь проверка осуществляется при N-положении селектора. Щуп-масломер, кроме понятных любому автолюбителю отметок min и max, предназначенных, к слову, лишь для приблизительного определения количества залитого масла при его замене, может иметь, например, "горячую" и "холодную" стороны или метки hot и cold - для определения, нагрето масло в коробке или нет. Метка hot и является главной.

       Признак низкого уровня масла в коробке - хорошо слышимый гул, исходящий от гидротрансформатора, который начинает работать с существенной пробуксовкой. Низкий уровень - неприятная для "автомата" вещь, поскольку вся его работа зависит от давления масла, пробуксовка к тому же вызывает перегрев, но главное - насос захватывает воздух, создавая эмульсию. Ухудшается не только давление, но также смазка и охлаждение. Впрочем, и превышение допустимого уровня нежелательно: расширение масла из-за нагревания может привести к переполнению и вспениванию, то есть опять-таки к образованию эмульсии. Первый признак неисправности - постепенное увеличение уровня показаний тахометра, соответствующих включению очередной передачи. Например, если ранее переключение со 2-й на 3-ю передачу происходило, допустим, при 2000 об./мин, затем через какой-то срок - уже при 2200 об./мин, а после - при 2500 об./мин, значит, по причине износа увеличивается зазор между фрикционами, масло перепускается из одного пакета в другой. Уже это нельзя оставлять без внимания, ну а когда переключение начинает сопровождаться сильными рывками или какая-либо передача перестала включаться, появились течи масла, загорелась аварийная лампа, то мешкать и вовсе нельзя.